суббота, 27 июля 2013 г.

Послание Иакова

Послание Иакова
Вопрос о том, кто является автором этого послания, всё еще остается открытым. Вероятно, это один из трех, наиболее известных по Новому Завету христиан первого века, носивших имя Иаков. Когда ранние христианские церкви пришли к согласию о включении этого послания в канон Нового Завета, они, в большинстве своем, признавали автором послания того Иакова, которого в то время было принято называть «братом Господа».
Вводная часть послания дает основание считать, что оно было написано широко известным и признанным руководителем Церкви. Иаков, «брат Господа», был одним из таковых. Если автором был именно он, то послание появилось на свет в период между 45 и 49 гг. по Р.Х. Место же, где оно писалось, к сожалению, неизвестно.
Послание Иакова было предназначено для тех верующих, которые, как это видно из текста, столкнулись с большими трудностями при попытках воплотить принципы своей веры в жизнь. Иаков подробно рассматривает некоторые вопросы, связанные с проявлением естественных человеческих слабостей в поведении членов ранних христианских общин. Некоторые из них кичились своим богатством и были высокомерны по отношению к бедным. Другие делали много зла клеветой и сплетнями, были заносчивы и полны предубеждений. Иаков говорит о том, что вера, не подтвержденная делами, не ведет к спасению. Он задает вопрос: «Что пользы в том, братья мои, когда говорит кто–то, что верует, а делом этого никак не подтверждает? Спасет ли его такая вера?» Здесь автор говорит о христианах, которым недостает желания искренне следовать по пути, открытому для них Иисусом Христом. Иаков внушает своим читателям, что тот, кто действительно верит в Бога, непременно и делает то, что¯ Богу угодно.


1 Я, Иаков, Бога и Господа Иисуса Христа раб, приветствую[3283]а живущих в рассеянии двенадцать колен Израиля[3284]б!
Вера и испытания
2Братья мои, если выпадают на вашу долю какие–то ИСПЫТАНИЯ[3285], пусть это будет вам В РАДОСТЬ, так об этом думайте 3и знайте, что в испытаниях веры вашей обретаете вы СТОЙКОСТЬ. 4А стойкость должна получить свое полное развитие в вас, чтобы стать вам людьми зрелыми[3286], ХАРАКТЕРА ЦЕЛЬНОГО, БЕЗ ВСЯКОГО НЕДОСТАТКА. 5ЕСЛИ ЖЕ КОМУ–ТО ИЗ ВАС НЕДОСТАЕТ МУДРОСТИ, ПУСТЬ ПРОСИТ У БОГА, И БУДЕТ ДАНО ЕМУ (Бог всем ее дает просто и без упреков). 6Только ПРОСИТ ПУСТЬ С ВЕРОЙ, БЕЗ МАЛЕЙШИХ СОМНЕНИЙ — сомневающийся волне морской подобен, ветром гонимой и в разные стороны бросаемой. 7Такой человек пусть и не думает хоть что–то получить от Господа — 8человек колеблющийся[3287]а всегда будет проявлять свое непостоянство[3288]б.
9Те из братьев, кто в бедности пребывает, пусть радуются этому: им открывается подлинная высота[3289]; 10богатый же да поймет, что егото как раз положение и есть низкое: увянет[3290] он скоро, как цветок полевой. 11 Стоит показаться палящему солнцу — трава иссыхает, цвет ее опадает, гибнет краса ее; так и богатый пропадет в суете дел своих.
12 Блажен[3291], кто стойко переносит испытания! Выдержав их, он обретет венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
13 В ИСКУШЕНИИ ПУСТЬ НИКТО НЕ ГОВОРИТ: «БОГ ПОСЛАЛ МНЕ ИСКУШЕНИЕ». Невозможно искусить злом Бога, но и Сам Он никого им не искушает. 14 Искушается всякий, когда собственная его похоть прельщает и обольщает его. 15Зачав, похоть рождает грех, а грех, войдя в силу, приводит к смерти.
16Не обманывайтесь, братья мои возлюбленные. 17Всё, что есть доброго на земле, и всякий дар во всей его полноте[3292]а даруются свыше, нисходят от Отца светов, Который вне изменений, Которому неведомо непостоянство[3293]б. 18 Пожелал — и родил Он нас словом истины, чтобы стали мы начатком нового Его творения.
Истинное благочестие
19Помните[3294], братья мои возлюбленные: всякий скорее других слушать должен, нежели сам говорить, и, уж во всяком случае, не быть запальчивым, 20в ярости ведь человек не может прийти к праведности Божией[3295]. 21А потому ОТРЕШИТЕСЬ ОТ ВСЯКОЙ СКВЕРНЫ, ОТ ПОСЛЕДНИХ ОСТАТКОВ ЗЛА[3296]А И С КРОТОСТЬЮ ПРИМИТЕ СЛОВО БОЖИЕ, КОТОРОЕ УЖЕ ПОСЕЯНО В СЕРДЦАХ ВАШИХ И МОЖЕТ СПАСТИ ВАШИ ДУШИ[3297]б.
22но ВАМ НАДЛЕЖИТ НЕ ТОЛЬКО ВНИМАТЬ ЭТОМУ СЛОВУ, НО И ДЕЛАТЬ ТО, К ЧЕМУ ОНО ЗОВЕТ ВАС, ИНАЧЕ САМИ СЕБЯ ОБМАНЕТЕ. 23Всякий, СЛОВО слушающий, но НЕ ИСПОЛНЯЮЩИЙ, похож на человека, который разглядывает свое собственное лицо в зеркале, 24но после этого[3298] уходит и сразу забывает, как же он всётаки выглядит. 25 НО КТО ВНИМАТЕЛЬНО СМОТРИТ В СОВЕРШЕННЫЙ ЗАКОН, В ЗАКОН, ДАЮЩИЙ НАМ СВОБОДУ, И НЕ ЗАБЫВАЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ, НО ЖИВЕТ И ДЕЙСТВУЕТ ПО ЗАКОНУ ЭТОМУ[3299], БЛАЖЕН ТОТ БУДЕТ ВО ВСЕМ, ЧТО ДЕЛАЕТ.
26А кто языка своего обуздать не может, тот, хоть и думает, что служит Богу[3300]а, на самом деле обманывает себя[3301]б — ничего не стоит его благочестие. 27 Заботиться о сиротах и вдовах, в нужде пребывающих, ограждать себя от скверн мира сего — вот что значит быть действительно благочестивым, чистым и непорочным пред Богом, Отцом нашим.
Возлюби ближнего своего, как самого себя
2 Братья мои, ПУСТЬ ВЕРА ВАША В ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, ГОСПОДА СЛАВЫ, БУДЕТ СВОБОДНА от всякой предвзятости по отношению к людям[3302]. 2 Придут, скажем, к вам на собрание два человека: один — богато одетый и с золотым перстнем, а другой — бедный, в поношенной одежде. 3 Если, глядя на наряд богатого, скажете ему: «Сюда садись, пожалуйста, здесь лучше», а бедному скажете: «Стань в сторонке или сядь здесь, у меня в ногах», — 4если так по–разному относитесь вы к братьям[3303], не оказываетесь ли судьями, да к тому же еще и со скверными мыслями?
5Подумайте сами, братья мои возлюбленные: не бедных ли этого мира наделил Бог богатством веры? Не их ли избрал, чтобы наследовали Царство, которое Он обещал любящим Его? 6А вы худо обходитесь с бедными! Но разве не богатые притесняют вас и таскают вас по судам? 7Не они ли хулят доброе имя, каким вы стали теперь называться.
8Если всегда ИСПОЛНЯЕТЕ ЗАКОН ВЫШНИЙ[3304]а так, как В ПИСАНИИ СКАЗАНО: «ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, КАК СЕБЯ САМОГО»[3305]б, — ХОРОШО ДЕЛАЕТЕ. 9Но если по одежке людей встречаете и по–разному[3306]а к ним относитесь, то ГРЕШИТЕ И ПЕРЕД ЗАКОНОМ ВЫ ПРЕСТУПНИКИ[3307]б. 10КТО, СОБЛЮДАЯ ЗАКОН В ЦЕЛОМ, СОГРЕШАЕТ ХОТЯ БЫ В ОДНОМ ЧЕМ–ТО, ТОТ И ВО ВСЕМ ВИНОВНЫМ ОКАЗЫВАЕТСЯ. 11ВЕДЬ ТОТ, КТО СКАЗАЛ: «НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ»[3308]А, ОН ЖЕ ЗАПОВЕДАЛ: «НЕ УБИВАЙ»[3309]Б. ТАК ЧТО ДАЖЕ ЕСЛИ НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВОВАЛ ТЫ, СЛУЧИСЬ ТЕБЕ УБИТЬ — ПЕРЕД ЗАКОНОМ ТЫ ПРЕСТУПНИК.
12Говорите и действуйте всегда как люди, которые ПО ЗАКОНУ СВОБОДЫ СУДИМЫ БУДУТ. 13Не будет снисхождения на Суде тому, кто сам не знает милости[3310]а. Ей, которую отвергли они, — торжествовать на Суде[3311]б.
Вера и дела
14ЧТО ПОЛЬЗЫ В ТОМ, БРАТЬЯ МОИ, КОГДА ГОВОРИТ КТО–ТО, ЧТО ВЕРУЕТ, А ДЕЛОМ ЭТОГО НИКАК НЕ ПОДТВЕРЖДАЕТ[3312]? СПАСЕТ ЛИ ЕГО ТАКАЯ ВЕРА? 15Если брат или сестра ваши нуждаются в одежде и голодают, 16а кто–то из вас скажет им: «Всего доброго вам[3313]а, одевайтесь теплей[3314]б да питайтесь получше», но сам не даст им того, в чем у них нужда, ЧТО ПОЛЬЗЫ В СЛОВАХ ЕГО? 17 ТАК И С ВЕРОЙ: БЕЗ ДЕЛ ОНА МЕРТВА, САМА ПО СЕБЕ НИЧТО.
18 ЕСЛИ ПОПРОБУЕТ КТО–ТО ВОЗРАЗИТЬ НА ЭТО: «ОДНОМУ ДАЕТСЯ ВЕРА, А ДРУГОМУ — ДЕЛА[3315]», ОТВЕЧУ ЕМУ: «ПОКАЖИ МНЕ ЭТУ ВЕРУ ТВОЮ, КОТОРАЯ БЕЗ ДЕЛ, А Я ТЕБЕ СВОЮ В ДЕЛАХ МОИХ ПРЕДСТАВЛЮ». 19ТЫ ВЕРИШЬ, ЧТО ТОЛЬКО ОДИН ЕСТЬ БОГ? ХОРОШО ДЕЛАЕШЬ. ОДНАКО ВЕДЬ И БЕСЫ ВЕРУЮТ И ТРЕПЕЩУТ ПРИТОМ.
20Но не угодно ли тебе, жалкий[3316]а ты человек, признать, что ВЕРА БЕЗ ДЕЛ ТЩЕТНА[3317]б? 21 Когда Авраам, отец наш, возложил Исаака[3318]а, сына своего, на жертвенник, разве не ЗА ЭТО СВИДЕТЕЛЬСТВО[3319]Б ВЕРЫ БЫЛ ОН ПРИЗНАН ПРАВЕДНЫМ[3320]в? 22 Ты и сам знаешь, что ИМЕННО ВЕРА АВРААМА ЯВИЛА СЕБЯ В ДЕЛАХ ЕГО И СОВЕРШЕННОЙ ОНА В ДЕЛАХ ЭТИХ СТАЛА. 23 Тут всё вышло ПО ПИСАНИЮ: «ПОВЕРИЛ АВРААМ БОГУ, И ЭТО ВМЕНИЛОСЬ ЕМУ В ПРАВЕДНОСТЬ»[3321]. И назван был Авраам другом Божьим. 24 Так что видите, БУДЕТ ПРИЗНАН ЧЕЛОВЕК ПРАВЕДНЫМ[3322] ИЛИ НЕТ — ОТ ДЕЛ ЕГО ЗАВИСИТ, А НЕ ОТ ОДНОЙ ТОЛЬКО ВЕРЫ.
25Вот и Раав, блудница, разве не ДЕЛАМИ ПО ВЕРЕ ЕЕ УГОДИЛА ОНА БОГУ[3323]а, когда приняла в дом свой вестников[3324]б и проводила их другой, безопасной дорогой? Так что снова скажу: ВЕРА БЕЗ ДЕЛ, как тело без духа, мертва.
Своеволие языка
3 Не каждому из вас, братья мои, следует становиться учителем, вы ведь сами знаете, что если других учим мы, то с большей строгостью будем судимы. 2 Все мы то и дело ошибаемся[3325]. А кто в речах своих не согрешает, тот уже человек совершенный и может всё тело свое обуздать.
3Удила, которыми управляем лошадью, кладутся ей в рот, но повинуется она нам всем телом своим. 4 Так и с кораблями: как бы ни велики они были и какими бы сильными ветрами ни носило их, управляют ими с помощью небольшого руля, который во власти кормчего. 5Вот и язык: мал он в теле человека, но сколь многим может похваляться! Подумайте только, какой большой лес загорается от одной малой искры[3326]. 6 ЯЗЫК — что огонь. Расположенный между другими частями тела нашего, он может стать средоточием зла[3327]а, которым оскверняется всё тело и от которого сгорает порой вся жизнь[3328]б человека — язык от огня геенны[3329]в возжигается.
7Человек может укротить и укротил уже всякую тварь (зверей и птиц, пресмыкающихся и обитателей моря), 8а вот язык никто из людей укротить не может. Зло неодолимое, он полон яда смертоносного.
9Языком славим[3330]а мы Господа[3331]б, Отца нашего; им же проклинаем человека, рожденного по образу и подобию Божию. 10Хвалы[3332] и проклятия с одних и тех же уст сходят. Не должно такого быть, братья мои. 11Льется ли из одного источника и пресная вода, и соленая? 12 Может ли, братья мои, смоковница принести маслины, а виноградная лоза — смоквы? Не может и соленый источник дать пресную воду.[3333]
Истинная мудрость
13 Кто среди вас мудр и учен? Пусть докажет он это примерной жизнью своей, делами, в коих явит себя его кротость, за которой мудрость.[3334] 14 Если же в сердце вашем поселился дух черной зависти и самовлюбленности, не хвалитесь и ложью своей не заслоняйте истину: 15нет тут мудрости, которая свыше, а только земная, бездуховная, бесовская. 16Ибо, где зависть и себялюбие, там неустройство, там всякие злые дела.
17А МУДРОСТЬ, ЧТО ОТ БОГА, ОНА, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЧИСТА, И ОНА — В МИРОЛЮБИИ, СНИСХОДИТЕЛЬНОСТИ[3335], ГОТОВНОСТИ УСТУПАТЬ, ОНА СВОБОДНА ОТ ПРИСТРАСТИЯ И ЛИЦЕМЕРИЯ, ИСПОЛНЕНА МИЛОСЕРДИЯ И ПРИНОСИТ ДОБРЫЕ ПЛОДЫ ИСТИННОЙ ПРАВЕДНОСТИ. 18НО ПРАВЕДНОСТЬ ЭТА ЕСТЬ ПЛОД ТОГО СЕМЕНИ, ЧТО СПОКОЙНО СЕЕТСЯ МИРОТВОРЦАМИ.[3336]
К миру и святости через смирение
4 Откуда же у вас эти раздоры и стычки? Не от прихотей ли, что порабощают вас и сталкивают друг с другом[3337]? 2 Вы всё время чегото хотите, а не получаете; смертельно[3338] завидуете, а всё не можете достичь желаемого, отсюда ваши ссоры и стычки. Потому и не удается вам ничто, ведь вы не просите. 3А если и ПРОСИТЕ, ТО ВСЁ РАВНО НЕ ПОЛУЧАЕТЕ, ПОТОМУ ЧТО НЕ НА ДОБРО ПРОСИТЕ, А ЧТОБЫ ОДНИМ ТОЛЬКО УДОВОЛЬСТВИЯМ ПРЕДАВАТЬСЯ[3339].
Прелюбодеи и прелюбодейки[3340]а, разве не знаете вы, что, привязывая себя к этому миру, вы, по сути, ВРАЖДУЕТЕ С БОГОМ[3341]б? Всякий, кто становится другом миру сему, оказывается врагом Богу. 5Или вам кажутся пустыми СЛОВА ПИСАНИЯ, что ДУХ, КОТОРОГО БОГ ДАЛ НАМ, РЕВНИВО ЖАЖДЕТ БЕЗРАЗДЕЛЬНОЙ ПРЕДАННОСТИ ЕМУ[3342]? 6И ОН ЖЕ ДАЕТ НАМ БОЛЬШУЮ БЛАГОДАТЬ[3343]а. Потому ПИСАНИЕ ГОВОРИТ:
«Противостоит Бог высокомерным, но МИЛОСТИВ К СМИРЕННЫМ»[3344]б.
7Так что ПОКОРИТЕСЬ БОГУ и ни в чем не уступайте[3345]а дьяволу — тогда он отступит[3346]б от вас. 8БУДЬТЕ ВЫ К БОГУ БЛИЖЕ, И ОН ПРИБЛИЗИТСЯ К ВАМ. Омойте руки, грешники, и вы, двоедушные, очистите сердца свои. 9Ужаснитесь и скорби предайтесь, восплачьте и возрыдайте. Смех ваш да обратится в плач, и радость — в скорбь. 10СМИРИТЕСЬ ПРЕД ГОСПОДОМ, И ОН ВОЗВЫСИТ ВАС.
11 Перестаньте наговаривать друг на друга, братья. Кто хулит брата своего или осуждает его, тот О ЗАКОНЕ ЗЛОСЛОВИТ, ЗАКОН ОСУЖДАЕТ. А если СУДИШЬ ТЫ ЗАКОН, то уже не исполняешь его, а в заносчивости своей становишься судьей над ним. 12Но ведь ОДИН ТОЛЬКО ЕСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬ И СУДЬЯ, КОТОРЫЙ РЕШАЕТ, КОГО СПАСТИ, А КОГО ПОКАРАТЬ. А ты, кто ты такой, что берешься судить своего ближнего[3347]?
Пустая похвальба
13 Теперь вот еще о чем задумайтесь. Вы говорите: «Сегодня или завтра мы отправимся в такой–то город, будем там целый год торговать и вернемся с прибылью». 14Говорите вы это, а сами не знаете, что принесет вам завтрашний день. И вообще, что такое жизнь ваша? Пар, который появляется ненадолго, а затем исчезает. 15Вам следовало бы говорить подругому: «Если угодно то будет Господу, мы будем жить и сделаем то–то и то–то». 16 Вы же в самомнении своем хвалитесь, а всякая такая похвальба — зло. 17 В общем, кто знает, как делать добро, но не делает, тому — грех.
Что ждет богатых
5 Теперь о вас, богатые. Плачьте, рыдайте, ибо ждет вас беда. 2 Считайте, что пропало[3348] ваше богатство и одежды ваши побиты молью, 3изъедены ржавчиной даже золото ваше и серебро — ржавчина эта изобличит вас и спалит вашу плоть, как огонь. Собрали вы сокровища, но в мире собрали вы их, дни которого сочтены уже.[3349] 4 И плата, которую вы не отдали работникам, собравшим хлеб с полей ваших, взывает к отмщению, и крики жнецов дошли до слуха Господа Саваофа[3350]. 5Вы роскошествовали на земле и всем желаниям своим потакали. Так утучнили вы себя[3351] на день заклания. 6Вы и теперь продолжаете судить и убивать праведников, хотя они и не противятся вам.[3352]
Нужно терпение: справедливость будет восстановлена
7Вы же, братья мои, не впадайте в уныние и будьте терпеливы в ожидании пришествия Господня. Посмотрите на земледельца, как он ожидает драгоценного плода земли, дождей ранних и поздних с каким терпением ждет он! 8Будьте и вы столь же терпеливы и стойки[3353] — близко уже пришествие Господне. 9Не вините никого в своих бедах[3354], братья, чтобы самим не быть осужденными — уже у дверей Судья.
10 Пусть будет для вас примером то долготерпение, какое явили в страданиях своих пророки[3355], говорившие во имя Господне. 11 Помните, что блаженными мы называем тех, которые терпели [3356] а. Вы слышали о стойкости Иова и знаете, какое намерение о нем было у Господа[3357]б, ведь исполнен Он сострадания и милости.
12Но главное, НЕ КЛЯНИТЕСЬ, братья мои, — ни небом, ни землей и ничем иным не клянитесь; просто пусть «да» у вас будет «да», а «нет» точно будет «нет», тогда не навлечете на себя осуждения.
Сила молитвы
13 Страдает ли кто из вас — пусть молится, радостен ли кто — пусть поет псалмы. 14Болен кто — пусть призовет пресвитеров[3358] церкви, чтобы те помолились над ним, совершив помазание елеем во имя Господа. 15И молитва, с верой вознесенная, спасет больного[3359]а — Господь восстановит его здоровье[3360]б. И если согрешил он, прощено ему будет. 16Так что признавайтесь друг перед другом в грехах[3361]а своих и молитесь друг о друге, чтобы исцелиться. Велика сила горячей[3362]б молитвы праведного.
17 Илия был такой же человек, как и мы, однако когда помолился он усердно о том, чтобы не было дождя, за три года и шесть месяцев в стране[3363] ни разу не пролился дождь, 18когда же снова помолился, пошли дожди[3364], и земля произрастила плод свой.
19Братья мои, ЕСЛИ УКЛОНИТСЯ КТО ИЗ ВАС ОТ ИСТИНЫ и кто–то поможет ему вернуться, 20пусть знает вернувший грешника с ложного пути его, что спас он его от смерти и что множество тому будет прощено грехов[3365].

Комментариев нет:

Отправить комментарий