Послание Иакова
Вопрос о
том, кто является автором этого послания, всё еще остается открытым. Вероятно,
это один из трех, наиболее известных по Новому Завету христиан первого века,
носивших имя Иаков. Когда ранние христианские церкви пришли к согласию о включении
этого послания в канон Нового Завета, они, в большинстве своем, признавали
автором послания того Иакова, которого в то время было принято называть «братом
Господа».
Вводная
часть послания дает основание считать, что оно было написано широко известным и
признанным руководителем Церкви. Иаков, «брат Господа», был одним из таковых.
Если автором был именно он, то послание появилось на свет в период между 45 и
49 гг. по Р.Х. Место же, где оно писалось, к сожалению, неизвестно.
Послание Иакова было предназначено
для тех верующих, которые, как это видно из текста, столкнулись с большими
трудностями при попытках воплотить принципы своей веры в жизнь. Иаков подробно рассматривает
некоторые вопросы, связанные с проявлением естественных человеческих слабостей в
поведении членов ранних христианских общин. Некоторые из них кичились своим
богатством и были высокомерны по отношению к бедным. Другие делали много зла
клеветой и сплетнями, были заносчивы и полны предубеждений. Иаков говорит о
том, что вера, не подтвержденная делами,
не ведет к спасению. Он задает вопрос: «Что пользы в том, братья мои, когда
говорит кто–то, что верует, а делом этого никак не подтверждает? Спасет ли его
такая вера?» Здесь автор говорит о христианах, которым недостает желания
искренне следовать по пути, открытому для них Иисусом Христом. Иаков внушает
своим читателям, что тот, кто действительно верит в Бога, непременно и делает
то, что¯ Богу угодно.
1 Я, Иаков, Бога и Господа
Иисуса Христа раб, приветствую[3283]а живущих в рассеянии
двенадцать колен Израиля[3284]б!
Вера и испытания
2Братья мои, если выпадают на вашу долю какие–то ИСПЫТАНИЯ[3285], пусть это будет вам В РАДОСТЬ, так
об этом думайте 3и знайте, что в испытаниях веры вашей обретаете вы СТОЙКОСТЬ. 4А стойкость
должна получить свое полное развитие в вас, чтобы стать вам людьми
зрелыми[3286], ХАРАКТЕРА ЦЕЛЬНОГО, БЕЗ ВСЯКОГО
НЕДОСТАТКА. 5ЕСЛИ ЖЕ
КОМУ–ТО ИЗ ВАС НЕДОСТАЕТ МУДРОСТИ, ПУСТЬ ПРОСИТ У БОГА, И БУДЕТ ДАНО ЕМУ
(Бог всем ее дает просто и без упреков). 6Только ПРОСИТ ПУСТЬ С
ВЕРОЙ, БЕЗ МАЛЕЙШИХ СОМНЕНИЙ — сомневающийся волне морской
подобен, ветром гонимой и в разные стороны бросаемой. 7Такой человек
пусть и не думает хоть что–то получить от Господа — 8человек
колеблющийся[3287]а всегда будет проявлять свое непостоянство[3288]б.
9Те из братьев, кто в бедности
пребывает, пусть радуются этому: им открывается подлинная высота[3289]; 10богатый же да
поймет, что его–то как раз положение и есть низкое: увянет[3290] он скоро, как цветок полевой.
11 Стоит показаться палящему солнцу — трава иссыхает, цвет
ее опадает, гибнет краса ее; так и богатый пропадет в суете дел своих.
12 Блажен[3291], кто стойко переносит испытания!
Выдержав их, он обретет венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
13 В ИСКУШЕНИИ ПУСТЬ НИКТО НЕ ГОВОРИТ: «БОГ ПОСЛАЛ МНЕ
ИСКУШЕНИЕ». Невозможно
искусить злом Бога, но и Сам Он никого им не искушает. 14 Искушается
всякий, когда собственная его похоть прельщает и обольщает его. 15Зачав,
похоть рождает грех, а грех, войдя в силу, приводит к смерти.
16Не обманывайтесь, братья мои
возлюбленные. 17Всё, что есть доброго на земле, и всякий дар во
всей его полноте[3292]а даруются свыше, нисходят от Отца
светов, Который вне изменений, Которому неведомо непостоянство[3293]б. 18 Пожелал — и родил Он нас словом
истины, чтобы стали мы начатком нового Его творения.
Истинное благочестие
19Помните[3294], братья мои возлюбленные: всякий
скорее других слушать должен, нежели сам говорить, и, уж во
всяком случае, не быть запальчивым, 20в ярости ведь человек не
может прийти к праведности Божией[3295]. 21А потому ОТРЕШИТЕСЬ ОТ
ВСЯКОЙ СКВЕРНЫ, ОТ ПОСЛЕДНИХ ОСТАТКОВ ЗЛА[3296]А И С КРОТОСТЬЮ ПРИМИТЕ СЛОВО БОЖИЕ,
КОТОРОЕ УЖЕ ПОСЕЯНО В СЕРДЦАХ ВАШИХ И МОЖЕТ СПАСТИ ВАШИ ДУШИ[3297]б.
22но ВАМ НАДЛЕЖИТ НЕ ТОЛЬКО ВНИМАТЬ ЭТОМУ СЛОВУ,
НО И ДЕЛАТЬ ТО, К ЧЕМУ ОНО ЗОВЕТ ВАС, ИНАЧЕ САМИ СЕБЯ ОБМАНЕТЕ. 23Всякий, СЛОВО слушающий, но НЕ ИСПОЛНЯЮЩИЙ, похож на
человека, который разглядывает свое собственное лицо в зеркале, 24но
после этого[3298] уходит и сразу забывает, как же
он всё–таки выглядит. 25 НО КТО ВНИМАТЕЛЬНО
СМОТРИТ В СОВЕРШЕННЫЙ ЗАКОН, В ЗАКОН, ДАЮЩИЙ НАМ СВОБОДУ, И НЕ
ЗАБЫВАЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ, НО ЖИВЕТ И ДЕЙСТВУЕТ ПО ЗАКОНУ ЭТОМУ[3299], БЛАЖЕН ТОТ БУДЕТ ВО ВСЕМ,
ЧТО ДЕЛАЕТ.
26А кто языка своего обуздать не может, тот, хоть и думает, что служит Богу[3300]а, на самом деле обманывает
себя[3301]б —
ничего не стоит его благочестие. 27 Заботиться о
сиротах и вдовах, в нужде пребывающих, ограждать себя от скверн мира сего —
вот что значит быть действительно благочестивым, чистым и непорочным
пред Богом, Отцом нашим.
Возлюби ближнего своего, как самого себя
2 Братья мои, ПУСТЬ ВЕРА ВАША В ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА
ХРИСТА, ГОСПОДА СЛАВЫ, БУДЕТ СВОБОДНА от всякой предвзятости
по отношению к людям[3302]. 2 Придут, скажем, к вам на
собрание два человека: один — богато одетый и с золотым
перстнем, а другой — бедный, в поношенной одежде. 3 Если,
глядя на наряд богатого, скажете ему: «Сюда садись, пожалуйста,
здесь лучше», а бедному скажете: «Стань в сторонке или сядь здесь, у
меня в ногах», — 4если так по–разному относитесь вы к братьям[3303], не оказываетесь ли судьями, да к
тому же еще и со скверными мыслями?
5Подумайте сами, братья мои
возлюбленные: не бедных ли этого мира наделил Бог богатством веры? Не их
ли избрал, чтобы наследовали Царство, которое Он обещал любящим Его? 6А
вы худо обходитесь с бедными! Но разве не богатые притесняют вас и таскают вас
по судам? 7Не они ли хулят доброе имя, каким вы стали теперь
называться.
8Если всегда ИСПОЛНЯЕТЕ
ЗАКОН ВЫШНИЙ[3304]а так, как В
ПИСАНИИ СКАЗАНО: «ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, КАК СЕБЯ САМОГО»[3305]б, —
ХОРОШО
ДЕЛАЕТЕ. 9Но если по одежке людей встречаете и
по–разному[3306]а
к ним относитесь, то ГРЕШИТЕ И ПЕРЕД ЗАКОНОМ ВЫ ПРЕСТУПНИКИ[3307]б. 10КТО, СОБЛЮДАЯ ЗАКОН В ЦЕЛОМ, СОГРЕШАЕТ ХОТЯ БЫ В ОДНОМ ЧЕМ–ТО, ТОТ И
ВО ВСЕМ ВИНОВНЫМ ОКАЗЫВАЕТСЯ. 11ВЕДЬ ТОТ, КТО СКАЗАЛ: «НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ»[3308]А, ОН ЖЕ ЗАПОВЕДАЛ: «НЕ УБИВАЙ»[3309]Б. ТАК ЧТО ДАЖЕ ЕСЛИ НЕ
ПРЕЛЮБОДЕЙСТВОВАЛ ТЫ, СЛУЧИСЬ ТЕБЕ УБИТЬ — ПЕРЕД ЗАКОНОМ ТЫ ПРЕСТУПНИК.
12Говорите и действуйте всегда
как люди, которые ПО ЗАКОНУ СВОБОДЫ
СУДИМЫ БУДУТ. 13Не будет снисхождения на Суде тому, кто
сам не знает милости[3310]а. Ей, которую отвергли они, —
торжествовать на Суде[3311]б.
Вера и дела
14ЧТО ПОЛЬЗЫ В ТОМ, БРАТЬЯ МОИ, КОГДА ГОВОРИТ КТО–ТО, ЧТО ВЕРУЕТ, А
ДЕЛОМ ЭТОГО НИКАК НЕ ПОДТВЕРЖДАЕТ[3312]? СПАСЕТ ЛИ ЕГО ТАКАЯ ВЕРА? 15Если брат или сестра ваши
нуждаются в одежде и голодают, 16а кто–то из вас скажет им: «Всего
доброго вам[3313]а, одевайтесь теплей[3314]б да питайтесь получше», но
сам не даст им того, в чем у них нужда, ЧТО
ПОЛЬЗЫ В СЛОВАХ ЕГО? 17 ТАК И С ВЕРОЙ:
БЕЗ ДЕЛ ОНА МЕРТВА, САМА ПО СЕБЕ НИЧТО.
18 ЕСЛИ ПОПРОБУЕТ КТО–ТО ВОЗРАЗИТЬ НА ЭТО: «ОДНОМУ ДАЕТСЯ ВЕРА,
А ДРУГОМУ — ДЕЛА[3315]», ОТВЕЧУ ЕМУ: «ПОКАЖИ МНЕ ЭТУ ВЕРУ ТВОЮ, КОТОРАЯ БЕЗ ДЕЛ,
А Я ТЕБЕ СВОЮ В ДЕЛАХ МОИХ ПРЕДСТАВЛЮ». 19ТЫ ВЕРИШЬ, ЧТО ТОЛЬКО ОДИН ЕСТЬ
БОГ? ХОРОШО ДЕЛАЕШЬ. ОДНАКО ВЕДЬ И БЕСЫ ВЕРУЮТ И ТРЕПЕЩУТ ПРИТОМ.
20Но не угодно ли тебе, жалкий[3316]а ты человек, признать, что ВЕРА БЕЗ ДЕЛ ТЩЕТНА[3317]б? 21 Когда Авраам, отец наш, возложил Исаака[3318]а, сына своего, на жертвенник,
разве не ЗА ЭТО СВИДЕТЕЛЬСТВО[3319]Б ВЕРЫ БЫЛ ОН ПРИЗНАН
ПРАВЕДНЫМ[3320]в? 22 Ты и сам знаешь,
что ИМЕННО ВЕРА АВРААМА ЯВИЛА СЕБЯ В ДЕЛАХ ЕГО И СОВЕРШЕННОЙ ОНА В ДЕЛАХ
ЭТИХ СТАЛА. 23 Тут всё вышло ПО ПИСАНИЮ: «ПОВЕРИЛ
АВРААМ БОГУ, И ЭТО ВМЕНИЛОСЬ ЕМУ
В ПРАВЕДНОСТЬ»[3321]. И назван был Авраам другом
Божьим. 24 Так что видите, БУДЕТ ПРИЗНАН ЧЕЛОВЕК ПРАВЕДНЫМ[3322] ИЛИ НЕТ — ОТ ДЕЛ ЕГО
ЗАВИСИТ, А НЕ ОТ ОДНОЙ ТОЛЬКО ВЕРЫ.
25Вот и Раав, блудница, разве не ДЕЛАМИ ПО ВЕРЕ ЕЕ УГОДИЛА ОНА БОГУ[3323]а, когда приняла в дом свой
вестников[3324]б и проводила их другой, безопасной
дорогой? Так что снова скажу: ВЕРА БЕЗ ДЕЛ,
как тело без духа, мертва.
Своеволие языка
3 Не каждому из вас, братья мои,
следует становиться учителем, вы ведь сами знаете, что если других
учим мы, то с большей строгостью будем судимы. 2 Все мы то и дело ошибаемся[3325]. А кто в речах своих не согрешает, тот уже
человек совершенный и может всё тело свое обуздать.
3Удила, которыми управляем лошадью,
кладутся ей в рот, но повинуется она нам всем телом своим. 4 Так и с
кораблями: как бы ни велики они были и какими бы сильными ветрами ни носило их,
управляют ими с помощью небольшого руля, который во власти кормчего. 5Вот
и язык: мал он в теле человека, но сколь многим может похваляться!
Подумайте только, какой большой лес загорается от одной малой
искры[3326].
6 ЯЗЫК — что огонь. Расположенный
между другими частями тела нашего, он
может стать средоточием зла[3327]а, которым оскверняется всё тело и от
которого сгорает порой вся жизнь[3328]б человека — язык от огня
геенны[3329]в возжигается.
7Человек может укротить и укротил уже
всякую тварь (зверей и птиц, пресмыкающихся и обитателей моря), 8а
вот язык никто из людей укротить не может. Зло неодолимое, он полон яда
смертоносного.
9Языком славим[3330]а мы Господа[3331]б, Отца нашего; им же
проклинаем человека, рожденного по образу и подобию Божию. 10Хвалы[3332]
и проклятия с одних и тех же уст сходят. Не должно такого быть, братья мои. 11Льется
ли из одного источника и пресная вода, и соленая? 12 Может
ли, братья мои, смоковница принести маслины, а виноградная лоза — смоквы?
Не может и соленый источник дать пресную воду.[3333]
Истинная мудрость
13 Кто среди вас мудр и учен? Пусть
докажет он это примерной жизнью своей, делами, в коих явит себя его
кротость, за которой мудрость.[3334] 14 Если же в сердце вашем поселился дух
черной зависти и самовлюбленности, не хвалитесь и ложью своей не
заслоняйте истину: 15нет тут мудрости, которая свыше, а только
земная, бездуховная, бесовская. 16Ибо, где зависть и себялюбие, там
неустройство, там всякие злые дела.
17А МУДРОСТЬ, ЧТО ОТ БОГА, ОНА,
ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЧИСТА, И ОНА — В МИРОЛЮБИИ, СНИСХОДИТЕЛЬНОСТИ[3335], ГОТОВНОСТИ УСТУПАТЬ, ОНА
СВОБОДНА ОТ ПРИСТРАСТИЯ И ЛИЦЕМЕРИЯ, ИСПОЛНЕНА МИЛОСЕРДИЯ И ПРИНОСИТ ДОБРЫЕ
ПЛОДЫ ИСТИННОЙ ПРАВЕДНОСТИ. 18НО ПРАВЕДНОСТЬ ЭТА ЕСТЬ ПЛОД
ТОГО СЕМЕНИ, ЧТО СПОКОЙНО СЕЕТСЯ МИРОТВОРЦАМИ.[3336]
К миру и святости через смирение
4 Откуда же у вас эти раздоры
и стычки? Не от прихотей ли, что порабощают вас и сталкивают друг с другом[3337]? 2 Вы всё время чего–то хотите, а не
получаете; смертельно[3338] завидуете, а всё не можете
достичь желаемого, отсюда ваши ссоры и стычки. Потому и не
удается вам ничто, ведь вы не просите. 3А если и
ПРОСИТЕ, ТО ВСЁ
РАВНО НЕ ПОЛУЧАЕТЕ, ПОТОМУ ЧТО НЕ НА ДОБРО ПРОСИТЕ, А ЧТОБЫ ОДНИМ ТОЛЬКО
УДОВОЛЬСТВИЯМ ПРЕДАВАТЬСЯ[3339].
4 Прелюбодеи и прелюбодейки[3340]а, разве не знаете вы, что,
привязывая себя к этому миру, вы, по сути, ВРАЖДУЕТЕ С БОГОМ[3341]б? Всякий, кто становится
другом миру сему, оказывается врагом Богу. 5Или вам
кажутся пустыми СЛОВА ПИСАНИЯ,
что ДУХ,
КОТОРОГО БОГ ДАЛ НАМ, РЕВНИВО ЖАЖДЕТ БЕЗРАЗДЕЛЬНОЙ ПРЕДАННОСТИ ЕМУ[3342]? 6И ОН ЖЕ ДАЕТ НАМ
БОЛЬШУЮ БЛАГОДАТЬ[3343]а. Потому ПИСАНИЕ
ГОВОРИТ:
«Противостоит Бог высокомерным, но МИЛОСТИВ
К СМИРЕННЫМ»[3344]б.
7Так что ПОКОРИТЕСЬ БОГУ и ни в чем не уступайте[3345]а дьяволу — тогда он отступит[3346]б
от вас. 8БУДЬТЕ ВЫ К БОГУ БЛИЖЕ, И ОН ПРИБЛИЗИТСЯ К ВАМ.
Омойте руки, грешники, и вы, двоедушные, очистите сердца свои. 9Ужаснитесь
и скорби предайтесь, восплачьте и возрыдайте. Смех ваш да обратится в плач, и
радость — в скорбь. 10СМИРИТЕСЬ ПРЕД ГОСПОДОМ, И ОН ВОЗВЫСИТ
ВАС.
11 Перестаньте наговаривать друг на
друга, братья. Кто хулит брата своего или осуждает его, тот О ЗАКОНЕ ЗЛОСЛОВИТ, ЗАКОН ОСУЖДАЕТ. А если СУДИШЬ ТЫ ЗАКОН,
то уже не исполняешь его, а в заносчивости своей становишься судьей над
ним. 12Но ведь ОДИН ТОЛЬКО ЕСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬ И СУДЬЯ, КОТОРЫЙ
РЕШАЕТ, КОГО СПАСТИ, А КОГО ПОКАРАТЬ. А ты, кто ты такой, что
берешься судить своего ближнего[3347]?
Пустая похвальба
13 Теперь вот еще о чем
задумайтесь. Вы говорите: «Сегодня или завтра мы отправимся в такой–то город,
будем там целый год торговать и вернемся с прибылью». 14Говорите
вы это, а сами не знаете, что принесет вам завтрашний день. И вообще,
что такое жизнь ваша? Пар, который появляется ненадолго, а затем исчезает. 15Вам следовало бы говорить по–другому: «Если
угодно то будет Господу, мы будем жить и сделаем то–то и то–то». 16 Вы же в
самомнении своем хвалитесь, а всякая такая похвальба — зло. 17
В
общем, кто знает, как делать добро, но не делает, тому — грех.
Что ждет богатых
5 Теперь о вас, богатые. Плачьте, рыдайте, ибо ждет вас беда. 2 Считайте,
что пропало[3348] ваше богатство и одежды ваши
побиты молью, 3изъедены ржавчиной даже золото ваше и
серебро — ржавчина эта изобличит вас и спалит вашу плоть, как огонь.
Собрали вы сокровища, но в мире собрали вы их, дни которого сочтены уже.[3349] 4 И плата, которую вы не
отдали работникам, собравшим хлеб с полей ваших, взывает к отмщению, и
крики жнецов дошли до слуха Господа Саваофа[3350]. 5Вы роскошествовали на
земле и всем желаниям своим потакали. Так утучнили вы себя[3351] на день заклания. 6Вы и
теперь продолжаете судить и убивать праведников, хотя они и не противятся
вам.[3352]
Нужно терпение: справедливость будет восстановлена
7Вы же, братья мои, не впадайте в
уныние и будьте терпеливы в ожидании
пришествия Господня. Посмотрите на земледельца, как он ожидает драгоценного
плода земли, дождей ранних и поздних с каким терпением ждет он! 8Будьте
и вы столь же терпеливы и стойки[3353] — близко уже
пришествие Господне. 9Не вините никого в своих бедах[3354], братья, чтобы самим не быть
осужденными — уже у дверей Судья.
10 Пусть будет для вас примером то долготерпение, какое
явили в страданиях своих пророки[3355], говорившие во имя Господне. 11 Помните,
что блаженными мы называем тех, которые терпели [3356] а. Вы слышали о стойкости Иова и знаете, какое намерение о нем было у Господа[3357]б, ведь исполнен Он сострадания и
милости.
12Но главное, НЕ КЛЯНИТЕСЬ, братья мои, —
ни небом, ни землей и ничем иным не клянитесь; просто пусть «да» у вас
будет «да», а «нет» точно будет «нет», тогда не навлечете на себя
осуждения.
Сила молитвы
13 Страдает ли кто из вас — пусть молится, радостен
ли кто — пусть поет псалмы. 14Болен кто — пусть призовет
пресвитеров[3358] церкви, чтобы те помолились над
ним, совершив помазание елеем во имя Господа. 15И молитва, с верой вознесенная,
спасет больного[3359]а — Господь восстановит его
здоровье[3360]б. И если согрешил он, прощено ему
будет. 16Так что признавайтесь друг перед другом в грехах[3361]а своих и молитесь друг о
друге, чтобы исцелиться. Велика сила горячей[3362]б молитвы праведного.
17 Илия был такой же человек, как и мы, однако
когда помолился он усердно о том, чтобы не было дождя, за три года и шесть
месяцев в стране[3363] ни разу не пролился дождь,
18когда же снова помолился, пошли дожди[3364], и земля произрастила плод свой.
19Братья мои, ЕСЛИ УКЛОНИТСЯ КТО ИЗ ВАС ОТ ИСТИНЫ и
кто–то поможет ему вернуться, 20пусть знает вернувший грешника с
ложного пути его, что спас он его от смерти и что множество тому будет
прощено грехов[3365].
Комментариев нет:
Отправить комментарий