суббота, 24 мая 2014 г.

История субботы Кеннет Стренд

История субботы Кеннет Стренд


Вступление
Как в Ветхом, так и в Новом Завете еженедельным днем отдыха и специальных богослужений был седьмой день недели суббота. Этим словом также назывались некоторые ежегодные святые, праздничные дни, хотя в первую очередь им обозначался седьмой день недели.
В новозаветной христианской истории слово «суббота» в конечном итоге стало применяться в некоторой традиции к воскресному дню, первому дню недели, и по сей день используется различными христианами, соблюдающими воскресенье для обозначения этого дня. В данной статье при отсутствии специального комментария слово «суббота» употребляется в отношении седьмого дня недели.
Еврейский корень, от которого образовано слово «суббота», — это шбт, главное значение которого — «прекратить» какую–то деятельность, воздерживаться от нее. Существительное имеет форму шаббат, а глагол — шабаш. В современных переводах существительное обычно переводится как «суббота», а глагол — «отдыхать», «покоиться» (в некоторых случаях: «хранить субботу»). Хотя это правильный и уместный перевод, основополагающая идея «прекращения» указывает на связь с предыдущей деятельностью, а не просто на прибежище для утомленных.
Еще одно существительное, указывающее на субботу в книгах Исход и Левит, — это шаббатон, которое также образуется от шбт и часто переводится как «торжественный покой» (в Синод, пер. «суббота покоя»). В шести из 11 случаев оно употребляется в фразе шаббат шаббатон (Исх. 31:15; 35:2; Лев. 16:31; 23:3, 32; 25:4). Соседство слов шаббат и шаббатон необходимо, по–видимому, для смыслового усиления.
В Новом Завете словом «суббота» переводится греческое саббатон или форма множественного числа саббата. Однако последняя может быть просто транслитерацией арамейского шаббета — эмоциональной формы существительного в единственном числе. Таким образом, когда в Новом Завете встречается термин саббата, нам нужно определять по контексту, какая его форма используется: единственная или множественная.
Иногда саббатон в Новом Завете указывает на всю неделю. Например, в Лк. 18:12 фарисей хвалится, что постится дважды ту саббату (в неделю). В ряде случаев первый день недели также обозначается с помощью числительного «один», которое добавляется к словам саббатон или саббата (Мф. 28:1Мк. 16:2, 9; Лк. 24:1Ин. 20:1, 19; Деян. 20:71 Кор. 16:2). Слово «день» явно подразумевается, поскольку употребляется женская форма числительного.
В Евр. 4:9 термин саббатисмос правильно переведен в английской Библии как «субботний покой» (в русском переводе — «субботство»). В этом общем разделе Послания к Евреям (3:7–4:13), где суббота — это метафора, означающая духовный покой — восемь раз употребляется существительное катапаусис (покой) и три раза глагол катапауо.

I. Суббота в Ветхом Завете
А. Пятикнижие
1. Общий обзор
2. Упоминания субботы в Пятикнижии
Б. Исторические книги, Псалтирь и пророки
1. Упоминания одиннадцатого–десятого веков до н. э.
2. Упоминания девятого века до н. э.
3. Упоминания восьмого века до н. э.
4. Упоминания конца седьмого и шестого веков до н. э.
5. Упоминания пятого века до н. э.: Неемия
II. Суббота в Новом Завете
А. Евангелия
1. Суббота в недискуссионном контексте
2. Упоминание субботы в полемическом контексте
3. Значение исцелений, совершенных Иисусом в субботу
Б. Деяния, послания и Откровение
1. Деяния
2. Послания
3. Откровение
В. Обобщение новозаветного свидетельства
III. Библейская теология субботы
А. Суббота и учение о Боге
1. Бог как Творец
2. Бог как Искупитель
3. Бог как автор завета
4. Бог как податель добрых даров и кормилец
5. Бог как воплощение справедливости
6. Бог как совершенство
7. Божественность Христа
Б. Суббота и учение о человеческой природе
1. Суббота и люди как «творение»
2. Суббота как «уравнитель»
3. Суббота и наша ценность для Бога
4. Суббота, братское общение, любовь и сострадание
В. Суббота и учение о спасении
Г. Суббота и учение о Церкви
Д. Суббота и учение о последних событиях
IV. Важность субботы для христиан
V. Суббота в истории
A. Межзаветный период и ранний иудаизм
1. Межзаветный период
2. Раввинская традиция
3. Ессеи и боэтусеи
4. Филон Александрийский и Иосиф Флавий
Б. Суббота и воскресенье в ранней Церкви
1. С чего началось соблюдение воскресного дня
2. Суббота и воскресенье во втором и третьем веках
3. Суббота и воскресенье в четвертом–шестом веках
B. Суббота в Средние века и эпоху Реформации
1. Средние века
2. Эпоха Реформации
Г. Суббота у пуритан и баптистов
1. Воскресное субботничество пуритан
2. Библейская суббота как седьмой день в Англии
3. Библейская суббота как седьмой день в Новом Свете

Приложение: Семидневная неделя и юлиано–григорианский календарь
А. «Планетарная неделя»
Б. Юлиано–григорианский календарь
Литература


I. Суббота в Ветхом Завете

А. Пятикнижие

1. Общий обзор
Термины шаббат, шабас и шаббатон указывают на седьмой день недели, но в разных местах Пятикнижия эта субботняя терминология также используется для обозначения некоторых годичных праздников и седьмого («субботнего») года. В некоторых случаях этот термин употребляется в метафорическом значении, указывая, например, на «покой» для земли.
Три отрывка в Пятикнижии конкретно связывают седьмой день субботу с творением: Быт. 2:1–3;Исх. 20:11; 31:13–17. Другие отрывки говорят о покое в седьмой день недели. В следующем разделе тексты о субботе анализируются в той последовательности, в которой они встречаются в Пятикнижии (см. Творение I.A.14).

2. Упоминания субботы в Пятикнижии
а. Быт. 2:1–3. После описания ежедневных Божьих дел в первые шесть дней творения в Быт. 2:1делается своего рода обобщение и сообщается о завершении творения. В Быт. 2:2, 3 сказано: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».
Несколько моментов в данном отрывке заслуживают особого внимания: 1. Хотя еврейское существительное шаббат не употребляется, глагол шабат встречается в обоих случаях, указывая на тот факт, что Бог покоился от Своих дел творения. 2. Седьмой день недели выделен особо; он упоминается пять раз, из которых в трех случаях употребляется конкретное выражение «седьмой день», а в двух случаях — местоимение «он». 3. Изречение имеет форму хиазма или инвертированного параллельного высказывания:

A. Бог завершил дела Свои (стих 2)
Б. И почил в седьмой день от всех дел Своих (стих 2)
B. И благословил Бог седьмой день, и освятил его (стих 3)
Б'. Ибо в оный почил от всех дел Своих (стих 3)
А'. Которые Бог творил и созидал (стих 3)

Два вступительных высказывания этого хиазма (А и Б) обращают внимание на творческие дела Бога и на Его покой в седьмой день. Те же две мысли изложены в заключение хиазма, только в обратной последовательности (Б' и А'). Таким образом, в центре хиазма оказываются слова о том, что Бог благословил и освятил седьмой день. В хиазме, принимающем форму А–Б–В–Б'-A' центральный элемент обычно несет главный смысловой акцент. Таким образом, в Быт. 2:2, 3 главным смысловым акцентом являются слова о том, что «Бог благословил седьмой день и освятил его».
Еврейский глагол, который употребляется в рассказе о том, как Бог благословил седьмой день, — барах — также используется для описания Божьего благословения, обращенного на животных и людей (Быт. 1:22, 28). Это Божественное благословение не статично, но продолжает иметь особый смысл с того времени, когда оно впервые было дано. Основное значение еврейского термина, переводимого словом «освятил» (от кадашу «быть святым») — это «отделение» чего–либо во исполнение Божественного намерения и/или повеления. Таким образом, слова о том, что Бог «освятил» седьмой день, не только отличают этот день от других шести, но и усиливают идею непрерывной особой значимости этого дня для людей, сотворенных Богом. «Отделенное» должно быть чем–то большим, чем просто памятной реликвией прошедших лет; оно должно иметь непреходящее значение. Эта святость субботы снова и снова подчеркивается в различных последующих текстах Пятикнижия (например, Исх. 16:23; ср. с 31:14–16; 35:2), и ключевые слова всего заявления в Быт. 2:2,3 вновь появляются в заповеди о субботе в Исх. 20:8–11.
б. Исх. 5:5. В Исх. 5:5 употребляется «субботняя» терминология: «Вот, народ в земле сей многочислен, и вы отвлекаете (вынуждаете отдыхать, шабат) его от работ его». Хотя седьмой день недели конкретно не упоминается, из непосредственного контекста следует, что этот покой имел религиозный или духовный смысл.
в. Исх. 16. В Исх. 16 мы встречаемся с первым случаем употребления еврейского существительного шаббат (стих 23). Фактически в данном отрывке это существительное употребляется четыре раза (стихи 23, 25, 26, 29). Непосредственным контекстом является дарование манны сынам Израилевым в пустыне Син за две недели до их прибытия к горе Синай. Согласно Исх. 16:5, в шестой день израильтяне должны были собрать и принести манны «вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни». Далее в этой главе им говорится о том, что в седьмой день манна не появится (стихи 25,26) и что, хотя манна, собираемая в каждый из других дней, портится за ночь, та, что собрана в шестой день, не испортится (стихи 19–24). В седьмой день некоторые люди вышли в поле искать манну, но не нашли ее (стих 27). Бог отреагировал на это следующим образом: «Долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмой день» (стихи 28,29). Эта формулировка создает четкое впечатление, что суббота была уже известна израильтянам.
г. Исх. 20:8–11. В Исх. 20 описываются Десять Заповедей, данных Богом Моисею на Синае. Четвертая заповедь этого закона конкретно указывает на то, что работу нужно выполнять за шесть дней и что седьмой день должен соблюдаться как день отдыха. Основанием для такого повеления служит тот факт, что «в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (стих 11).
Использованные здесь фразы обобщают содержание Быт. 2:2,3, не оставляя сомнений по поводу того, что Исх. 20:11 указывает на субботу творения. Важно также и то, что заповедь о субботе появляется в контексте закона Десяти Заповедей, который, в свою очередь, был средоточием Божьего завета. То, что этот закон десяти заповедей был особенным, а другие законы Пятикнижия — дополнением или комментарием, становится ясно из слов, записанных во Втор. 5:22, что Бог «более не говорил» (в других переводах — «не добавил больше ничего»). Иными словами, Десятисловие само было законченным и завершенным целым.
Кроме того, основанием завета и поводом для соблюдения Десяти Заповедей, включая заповедь о субботе, является искупительная история, а точнее, само Божественное искупление, о чем говорится в Исх. 20. Сыны Израилевы вступили во взаимоотношения завета с Яхве (см. Исх. 19). Далее в преамбуле или историческом прологе к Десятисловию Бог говорит о главной составляющей искупления, которую испытали на себе израильтяне: «Я Господь (Яхве), Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх. 20:2). Израильтяне были искуплены из рабства, и эта ранее явленная благость Яхве стала основанием для взаимоотношений завета, в которых израильтяне, в свою очередь, должны были соблюдать Божьи заповеди.
Иногда суббота и понятие Божьего завета становились, по сути дела, синонимами (ср. с Исх. 31:16). Больше чем любые из девяти других заповедей, суббота видимым образом отличала народ Божий от всех других народов, не служивших Яхве. Таким образом, она очень реально воплощала истинный смысл отношений завета с Богом, ибо представляла Израиль как народ, пребывающий в общении со своим Творцом и Искупителем.
Более того, заповедь о субботе — единственная в Десятисловии, которая имеет три отличительных признака печати: имя, титул и владения той личности или организации, полномочия которых печать олицетворяет. Таким образом, заповедь о субботе может считаться печатью Десятисловия (см. также дискуссию о субботе как «знамении» в связи с Исх. 31:13–17 и Иез. 20:12, 20). Заповедь о субботе отличается не только тем, что содержит три важных элемента печати, но и тем, что в ней использовано уникальное вступительное слово «помни». Это слово может подразумевать разные смысловые оттенки: помнить субботу как установление, которое уже почитается во времени; помнить, потому что существует опасность забвения, и помнить с перспективами на будущее, поскольку суббота занимает центральное место в непрерывном опыте завета. Какие бы нюансы ни имел этот термин в контексте его первоначального употребления на Синае, одно не вызывает сомнения: слово «помни» играет здесь роль эмоционального вступления и призвано привлечь внимание людей к заповеди о субботе.
д. Исх. 23:12. После упоминания о «субботнем годе» в Исх. 23:10,11 о седьмом дне недели дается следующее наставление: «Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой, и успокоился сын рабы твоей и пришелец» (стих 12). «Покой», заповеданный израильтянам в их взаимоотношениях завета с Богом, обозначен глаголом шабат, тогда как покой для тягловых и вьючных животных назван просто нуах. В отношении «сына рабыни твоей» и «пришельца» используется несовершенная форма глагола нафаш, что значит «отдохнуть», «освежиться». Это еврейское слово вовсе необязательно означает снятие усталости или утомления, хотя это тоже может иметься в виду. Скорее, оно указывает на повышение качества жизни или наслаждение отдыхом после хорошо выполненной работы. Таким образом, суббота должна быть значимым духовным опытом как для израильских слуг, так и для пришельцев, временно живущих среди израильского народа.
е. Исх. 31:13–17. В Исх. 31:13–17 мы находим высказывание, аналогичное тем, которые содержатся в Быт. 2:2, 3 и Исх. 20:11, но с несколькими дополнениями. 1. Соблюдение Божьей субботы — это знамение не только творения (стих 17), но и Божественного освящения народа (стих 13). 2. Взаимоотношения завета, ранее оговоренные в контексте Десятисловия (главы 19 и 20), теперь явно отнесены к субботе и названы «заветом вечным» (стих 16). За осквернение субботы предусматривается наказание в виде смерти (стихи 14,15). 4. Впервые употребляется эмоциональная терминология шаббат шаббатон, «суббота покоя» (стих 15). 5. Что касается субботы творения, то здесь речь идет не только об отдыхе Бога, как в Быт. 2:2, 3 и Исх. 20:8–11, но также добавляется, что Бог «покоился» (стих 17) — очевидно, не в смысле снятия усталости и утомления, а в смысле приятного отдыха после окончания успешных трудов по созданию совершенного творения.
Заслуживает внимания слово «знамение» в стихе 13. Знамение — это нечто такое, что указывает на существование более глубокой, духовной реальности. Что касается субботы, то это двоякая реальность: суббота неизменно уверяет в Божественном освящении народа (стих 13) и служит постоянным напоминанием о творчестве Бога (стих 17). В обоих отношениях соблюдение субботы делает ее действенным знамением (стихи 13,16).
ж. Исх. 34:21. В Исх. 34:21 сказано: «Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы». Здесь употребляется не существительное «суббота», а словосочетание «субботний день», и в обоих случаях используется глагол шабат. Тот факт, что в земледельческом обществе суббота должна была добросовестно соблюдаться даже в самую горячую пору — время посева и жатвы, говорит о той необычайной святости, которой Бог наделил этот день.
з. Исх. 35:2, 3. В Исх. 35:2, 3 употребляется термин шаббат шаббатон в повелении соблюдать седьмой день как «субботу покоя Господу». Снова говорится о смертном приговоре за нарушение святости субботы и добавляется: «Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы». Здесь совершенно очевидно имеется в виду ненужное напряжение сил в субботу.
и. Книга Левит. Хотя в Книге Левит термины шаббат и шаббатон встречаются чаще, чем в других книгах Пятикнижия, вместе взятых, сравнительно немногие из них относятся конкретно к еженедельной субботе. Пожалуй, это можно сказать лишь о следующих текстах: 19:3, 30; 23:3, 38; 24:8 и 26:2.
В 19:3, 30 и 26:2 дано простое повеление: «Субботы Мои храните». В первом случае оно встречается после упоминания о почитании родителей, а в последних двух случаях предшествует выражению: «И святилище Мое чтите: Я — Господь». В Лев. 23:3 коротко сказано: «Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя [шаббат шаббатон], священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота [шаббат] Господня во всех жилищах ваших». В этом тексте дается доказательство того, что суббота была не только днем торжественного покоя, но также и днем священного собрания. Остальная часть Лев. 23 посвящена преимущественно годичным праздникам, о которых сказано, что они даны «кроме суббот Господних» (стих 38). В Лев. 24:5–8 конкретно сказано, что каждую неделю по субботам Аарон должен заменять хлебы предложения в святилище.
В Лев. 16:31 ежегодный День очищения назван термином шаббат шаббатон. В главе 23 этот день и другие годовые дни также названы «субботами» или «днями торжественного покоя». Четыре из них названы «субботними» терминами шаббатон или шаббат шаббатон: первый день седьмого месяца (когда трубили в трубы), десятый день седьмого месяца (День очищения), а также первый и восьмой дни праздника кущей (23:24, 25, 27–32, 34, 36). Первый и седьмой дни Праздника опресноков и Дня пятидесятницы могли бы также считаться субботами, хотя по традициям ессеев и боэтусеев в позднем иудаизме слово «суббота» в стихах 11,15 и 16 указывает на еженедельные субботы седьмого дня. Ни в один из ежегодных святых дней, за исключением Дня очищения, не дозволялся «утомительный труд». В отношении этого дня был дан еще более строгий запрет: «Никакого дела не делайте» (стих 28).
В Лев. 25:2–6 снова используется «субботняя» терминология, но речь здесь идет о «субботнем» годе. В Левите 26 «субботы» несколько раз упоминаются как метафоры для обозначения будущего времени, когда израильский народ завета в случае непослушания будет взят в плен, чтобы земля отпраздновала «субботы». Помимо существительного во множественном числе, употребляется также глагол шабат, который указывает на то, что земля будет «покоиться» (стихи 34, 35).
к. Книга Числа. Книга Числа указывает на еженедельную субботу в двух контекстах. В 15:32–36 рассказывается о человеке, собиравшем хворост в субботу, и, как следствие, приговоренном к смерти за открытое и дерзкое нарушение субботнего дня. В 28:9,10 дается предписание, согласно которому в субботу нужно было приносить во всесожжение двух однолетних агнцев, помимо ежедневного всесожжения.
л. Втор. 5:12–15. Последняя ссылка на субботу в Пятикнижии встречается во Втор. 5:12–15. Здесь Моисей пересказывает повеление о субботе теми же словами, которые упоминаются в Исх. 20:8–11, за исключением одной важной особенности: вместо указания на субботу творения основанием для соблюдения субботы служит тот факт, что Бог спас израильтян от рабства в Египте. «И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (стих 15).
Некоторые комментаторы считают это высказывание доказательством того, что суббота была сравнительно новым установлением, принятым в Израиле в память об исходе и вовсе не связанным с субботой творения. Подобное заключение неоправданно по нескольким причинам: 1. Язык, который используется в стихе 15, указывает, что этот стих представляет собой более подробное изложение Десятисловия Моисеем. 2. Сама Книга Второзаконие является пересказом опыта Израиля в пустыне, и этот контекст делает ссылку на избавление из египетского рабства особенно уместной. 3. Упоминание избавления Израиля из египетского рабства ни в коем случае не отрицает того, что израильтяне прекрасно знали о факте установления субботы еще при творении, как это следует изИсх. 20:11 и 31:17.4. Тема избавления из Египта в связи с Десятисловием не нова во Втор. 5, ибо она уже встречалась в связи с передачей Десятисловия в Исх. 20 (см. I.А.2.Г.).
Избавление Израиля из египетского рабства, совершенное Яхве, было искупительным действием, доказавшим Его изначальную благость и создавшим основу для взаимоотношений завета между Ним и Его народом. Преамбула и исторический пролог, изложенные в Исх. 20:1, 2, повторяются во Втор. 5:6: «Я — Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». В сохранившихся до наших дней древних политических заветах (договорах), имевших ту же форму, предшествующие отношения сюзерена с правителем, находящимся от него в вассальной зависимости (и/или его предшественниками), включая возведение вассала на царство, были основанием для обязательств вассала перед сюзереном. Точно так же прежняя благость Яхве в отношении израильтян служила основанием для их обязательств перед Ним, оговоренных в Десяти Заповедях. Поэтому не следует удивляться тому, что Моисей приводит в качестве основания для соблюдения заповеди о субботе тот факт, что Яхве вывел израильтян из Египта «рукою крепкою и мышцею высокою» (Втор. 5:15). Более того, конкретное упоминание об этом происходит в обычном потоке размышлений Моисея. Ибо после того, как он пересказывает часть заповеди о субботе, требующей давать отдых пришельцам и рабам (стих 14), немедленно дается совет: «И помни, что ты был рабом в земле Египетской» (стих 15).
Пересказывая таким образом Десятисловие, Моисей объявляет об отличительном характере Десятисловия как законченном целом. Во Втор. 5:22 Моисей говорит, что, когда Бог изрек Десять Заповедей, Он ничего больше не добавил. Кроме того, положение Десятисловия как единственного и необходимого закона (широкие формулировки универсальных принципов) в Пятикнижии также выделяет его как уникальное творение, особенно в сравнении с множеством наставлений «прецедентного права». Бог решил сделать субботу неотъемлемой частью «нравственного закона», тем самым подчеркнув ее нравственную природу. Когда кто–либо отделяет ее от других девяти заповедей Десятисловия или объявляет «обрядовой», тем самым бросает вызов Самому Богу.

Б. Исторические книги, Псалтирь и пророки
В более поздней ветхозаветной истории Израиля ссылок на субботу сравнительно меньше, чем в книгах Моисея. Однако свидетельства о непрерывном соблюдении израильтянами седьмого дня недели как субботы достаточно ясны и не подвергались серьезным сомнениям современными исследователями Ветхого Завета. В последующем синопсисе библейские данные расположены в хронологической последовательности.

1. Упоминания одиннадцатого–десятого веков до н.э.
Самые ранние упоминания о соблюдении субботы в период после Пятикнижия, встречаются в 1–й и 2–й книгах Паралипоменон. Пророк Самуил и Давид утвердили разных людей в качестве привратников (1 Пар. 9:22). Среди них были некие сыны Каафовы, которым «поручено было заготовление хлебов предложения, чтобы представлять их каждую субботу» (стих 32). И опять же, когда Давид, «состарившись и насытившись жизнью», «собрал… всех князей Израилевых, и священников, и левитов» (23:1, 2), то распределил между ними различные храмовые обязанности (23:1–28:21). В этом контексте упоминаются всесожжения Господу «в субботы, в новомесячия и в праздники» (23:31). Те же дни упоминаются в переписке Соломона с царем Тира Хирамом, которого он просит о помощи в строительстве Храма (2 Пар. 2:4). После того, как Храм был выстроен и посвящен, Соломон принес требуемые жертвы в те же дни (8:13). Таким образом, существуют свидетельства литургической преемственности с предписаниями Пятикнижия, где было выделено три вида «святых собраний», отличавшихся от обычных дней.

2. Упоминания девятого века до н.э.
Два упоминания о субботе девятого века до н.э. встречаются в Четвертой книге Царств. В первых из них (4 Цар. 4:18–37) сообщается, что, когда в семье сонамитян внезапно умер сын, мать попросила своего мужа оседлать осла и снарядить слугу, чтобы ей отправиться к пророку Елисею. Не зная, что их сын мертв, отец спросил: «Зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота» (стих 23). Подобное косвенное упоминание субботы доказывает религиозный характер этого дня. Очевидно, этот день считался особенно уместным для посещения Божьих пророков.
Во втором случае, записанном в 4 Цар. 11:4–20 (ср. со 2 Пар. 23:1–11) рассказывается о перевороте, организованном первосвященником Иодаем, который низложил Гофолию и возвел на престол семилетнего Иоаса. Это произошло в субботу, во время смены храмовой стражи — благоприятное время с той точки зрения, что в храме находилась двойная стража, которая и помогла совершить военный переворот. Более того, сам переворот имел духовное измерение в том смысле, что была изгнана Гофолия, дочь Ахава и Иезавели, служившая Ваалу, и состоялось религиозное посвящение нового царя, стоявшего у одной из двух колонн при входе в храм (стих 14).

3. Упоминания восьмого века до н.э.
а. Историческая литература. Самое ранее упоминание о субботе в исторической литературе Ветхого Завета — это рассказ, записанный в 4 Цар. 16:18 о том, как царь Ахаз «отменил крытый субботний ход, который построили при храме». Наряду с осквернением самого храма (ср. со стихом 17), все это делалось «ради царя Ассирийского» (стих 18) и, таким образом, было частью отступления Ахаза под влиянием Ассирии. Во 2 Пар. 31:3 в связи с великой реформой, совершенной Езекией, царь «определил… часть из имущества своего на всесожжения: на всесожжения утренние и вечерние, и на всесожжения в субботы и в новомесячия, и в праздники, как написано в законе Господнем».
б. Обличения пророков Амоса, Осии и Исайи. Трое из самых ранних пишущих пророков — Амос, Осия и Исайя очень кстати упоминают о субботе. Амос, обличая нечестивцев Северного царства, цитирует их вопрос о том, когда же наконец закончится суббота, «чтобы нам продавать хлеб… чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами» (Ам. 8:5). Осия также выдвигает обвинение против Израиля, цитируя слова Господа: «И прекращу у нее всякое веселье, праздники ее и новомесячия ее, и субботы ее, и все торжества ее» (Ос. 2:11). Исайя, горько сетуя на Иуду за то, что он довольствуется пустыми религиозными формальностями, говорит в том же ключе: «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!» (Ис. 1:13).
Таким образом, Амос, Осия и Исайя приводят доказательство того, что соблюдение субботы считалось нормой для народа Божьего как в Израиле, так и в Иудее. Однако жители обоих царств довольствовались бездушными религиозными обрядами и чисто формально соблюдали субботу.
в. Позитивные упоминания в Книге пророка Исайи. Исайя предлагает несколько замечательных бесед об истинном соблюдении субботы. Первая из них, записанная в Ис. 56:2–8, принимает форму расширенного блаженства. В ней произносится благословение на человека, «который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла» (стих 2). Далее пророк распространяет это блаженство на чужеземцев и евнухов (стихи 3–7). Евнухи, хранящие Божьи субботы и твердо держащиеся завета, получат «место и имя лучшее», нежели сыновья и дочери (стих 5), «и сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему… хранящих субботу от осквернения ее», Бог обещает обрадовать в Своем доме молитвы (стихи 6,7).
В Ис. 58:13,14 суббота упоминается в контексте описания истинного поста. Вот что пророк говорит конкретно о субботе: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это».
Здесь суббота описана как день, который дети Божьи должны чтить. Они должны воздерживаться в этот день от своих прихотей. И Бог обещает, что Он, в Свою очередь, дарует им обильные духовные и земные благословения. Выражения «святой день Мой» и «святой день Господень» перекликаются с фразой «Мои субботы» в Ис. 56:4.
Заключительное упоминание о субботе у Исайи мы находим в 66:22, 23. Здесь дается заверение относительно будущего: «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь».

4. Упоминания конца седьмого и шестого веков до н.э.
а. Иеремия. Пророк Иеремия, пророческое служение которого продолжалось примерно четыре десятилетия — с 626 до 586 гг. до н. э., напомнил царскому дому Иуды и народу, что в субботу им следует воздерживаться от несения нош в Иерусалим, выноса грузов из жилищ и от выполнения любой работы, как Бог повелел их предкам (17:21, 22). Он обещал Иерусалиму славу и долголетие за послушание и угрожал всепожирающим, неугасимым огнем, который уничтожит городские дворцы в случае непослушания (стихи 24–27).
Иерусалим действительно постигло разорение. В течение трех военных кампаний Навуходоносор покорил Иудею, переселил ее жителей и разрушил храм. В этом контексте мы находим еще одно ясное указание на субботу у Иеремии: «И отнял ограду Свою, как у сада; разорил Свое место собраний, заставил Господь забыть на Сионе празднества и субботы; и в негодовании гнева Своего отверг царя и священника» (Плач Иер. 2:6).
б. Иезекииль. Иезекииль, уведенный в вавилонский плен, то и дело упоминает субботу, говоря о разных аспектах отступления. В Иез. 20:12–24 пророк убедительно раскрывает смысл субботы и последствия ее истинного соблюдения: «Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я — Господь, освящающий их» (стих 12); и «святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я — Господь Бог ваш» (стих 20). Все это говорится в контексте исторического экскурса о странствовании Израиля по пустыне после исхода. Таким образом, эти высказывания служат своего рода мостом к Исх. 31:13–17, где о субботе говорится как о «знамении» Божественного освящения народа израильского и знамении творческой деятельности Бога. Иезекииль также усиливает важный акцент на субботе как святом дне, который свойственен Пятикнижию (Исх. 20:8–11; Лев. 23:3), а также на Израиле как на святом народе (Исх. 19:6Лев. 19:2).
Иезекииль не только подтверждает истину о том, что суббота — это «знамение» (Исх. 31:13–17; см. I.A.2. е), но и добавляет важную мысль: знание о том, что Господь освящает Свой народ (20:12) и что Яхве является их Богом (стих 20). Это знание, конечно же, включает в себя умственную осведомленность. Однако данный термин имеет куда более глубокое значение: он подразумевает такое понятие, как тесные личные взаимоотношения. Для древних евреев «знание» означало в первую очередь взаимоотношения. Таким образом, в Иез. 20:12, 20 пророк не только описывает глубокий, подлинный и непрерывный духовный опыт общения между Богом и Его народом, в результате чего между ними могут установиться самые тесные, личные взаимоотношения, но и призывает израильтян к такому опыту.
Еще несколько раз суббота упоминается в последнем разделе Книги Иезекииля (главы 40–48), посвященном описанию «идеального храма». Здесь «священники из колена Левиина, сыны Садока» (44:15) будут «свято хранить субботы Мои» (стих 24). Князь должен был принести «всесожжение и хлебное приношение, и возлияние в праздники, и в новомесячия, и в субботы» (45:17). Наконец, в субботы и в новомесячия «ворота внутреннего двора, обращенные лицом к востоку, должны быть заперты в продолжение шести рабочих дней, а в субботний день они должны быть отворены» (46:1–3) для совершения надлежащего богослужения.

5. Упоминания пятого века до н.э.: Неемия
Неемия, иудейский руководитель, после возвращения из Вавилона три раза упоминает субботу. Первый раз — в покаянной молитве, где утверждает, что Бог дал Израилю «законы верные, уставы и заповеди добрые» и «указал им святую… субботу, и заповеди, и уставы, и закон преподал им чрез… Моисея» (9:13, 14). Из этого высказывания видно, что еще в пятом веке люди различали заповеди, данные Богом непосредственно, в том числе субботу, и уставы, которые Бог дал через Моисея. Эта разница была размыта в более позднем иудаизме.
Два других упоминания связаны с субботней реформой. Люди обещали воздерживаться от участия в торговле с «иноземными народами» в субботу и в другие святые дни. Они точно так же обещали поддерживать служение в доме Божьем, включая приношения «на субботы, на новомесячия, на праздники» (10:31–33). Впоследствии, когда Неемия увидел, что люди торгуют сельскохозяйственной продукцией в субботу (13:15, 16), он приказал закрывать городские ворота Иерусалима перед наступлением субботы, «когда смеркалось», и отпирать их «после субботы» (стих 19).

II. Суббота в Новом Завете

А. Евангелия
В Новом Завете содержится важная информация о субботней теологии и соблюдении субботы. В частности, учение и практическая жизнь Иисуса показывают, какими принципами должны руководствоваться Его последователи в отношении субботы. В данном разделе мы приводим обзор основных эпизодов, когда Иисус личным примером, словом и чудесами исцеления учил правильному соблюдению субботы. Оценивая конфликты Иисуса с иудеями по поводу субботы, в которых Он отвечал на обвинение в нарушении субботы, мы должны понимать, что речь шла о законности «устного предания». Споры о субботе возникли не по поводу того, что было запрещено в Ветхом Завете, а в связи с традициями, которые развились в межзаветный период (см. V.A. 2).
Главный принцип, озвученный Иисусом, заключался в том, что Он пришел не нарушить закон и пророков, но исполнить (Мф. 5:17, 18). Этот принцип Он продемонстрировал на личном примере, Своим отношением к субботе и другим требованиям Десятисловия, таким как почитание родителей и воздержание от убийства (стихи 21, 22; 15:3–6). Всеми Своими действиями Он возвеличивал Божественный закон, но именно по этой причине у Него возникала конфронтация с иудеями из–за их дополнений к закону и своеобразных толкований. Его субботняя деятельность и учение о субботе, описанное в четырех Евангелиях, показывают Его стремление восстановить изначальный смысл субботы и вернуть ей полноценный, внутренний, духовный смысл.
Некоторые упоминания о субботе в четырех Евангелиях не связаны с полемикой Христа, которую Он вел с книжниками и фарисеями, тогда как другие предваряют эту полемику или вытекают из нее.

1. Суббота в недискуссионном контексте а. Посещение Иисусом синагоги.
Иисус посещал синагогу по субботам (Мк. 1:21; 6:2; Лк. 4:16, 31; 13:10). Согласно Лк. 4:16, ходить по субботам в синагогу было для Него «обыкновением». Посещая синагогу, Иисус демонстрировал Свое положительное отношение к субботе как времени «священного собрания» (Лев. 23:3).
б. Совет по поводу субботы в Мф. 24:20. Слова, сказанные Иисусом во время эсхатологической беседы, записанной в Мф. 24, показывают то же самое положительное отношение Иисуса к субботе. Предсказывая то время, когда армия Рима возьмет Иерусалим, Иисус призывал Своих учеников: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» (стих 20). Трудности зимней поры можно легко понять, но почему Иисус упомянул субботу? Некоторые высказывают мнение, будто бегство в субботу было бы весьма затруднительно из–за вмешательства иудеев; но если иудеи будут заняты в субботу военными действиями, то суббота — это идеальное время для ухода из города. Не выглядит бесспорным и утверждение о том, будто помехой мог быть «путь субботнего дня», поскольку то соблюдение субботы, которое описывается в Евангелиях, исключает возможность того, что христиане придерживались этого небиблейского установления (кроме того, даже раввинская традиция допускала бегство в субботу ради спасения жизни). Из, этого текста следует, что ученики должны были молиться о том, чтобы их бегство не случилось в субботу, поскольку в этом случае они не могли бы нормально соблюдать святой день и в какой–то мере утратили бы представление о святости субботы.
в. Соблюдение субботы, когда Иисус находился в гробу. В Лк. 23:54–56 дается пример соблюдения субботы в тот день, когда Иисус находился в гробу. Женщины запомнили то место, где было положено Его тело, а затем «приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди». Они дождались рассвета первого дня недели и только тогда вернулись к гробу, чтобы помазать тело, но нашли гробницу пустой (Лк. 24:1–3). Совершенно очевидно, что они соблюдали «заповедь» о субботе, четвертую заповедь Десятисловия. Тот факт, что они продолжали соблюдать субботу после смерти Иисуса, указывает на то, что они следовали Его примеру в отношении субботы. Это также опровергает теорию о том, что отрицательное отношение Иисуса к субботе якобы дало основание для ее последующего отвержения.
г. Самые первые исцеления. Похоже, самые первые исцеления, совершенные Иисусом, не вызвали бурных споров. Марк и Лука описывают исцеление бесноватого, который прервал служение в синагоге Капернаума в субботу (Мк. 1:21–28; Лк. 4:31–37). Впоследствии, по всей видимости, в субботу, Иисус также исцелил от горячки тещу Петра (Мф. 8:14,15Мк. 1:29–31; Лк. 4:38, 39). Больше исцелений происходило после захода солнца (Мф. 8:16Мк. 1:32–34; Лк. 4:40).

2. Упоминание субботы в полемическом контексте
а. Срывание колосьев в субботу. Первый конфликт, связанный с субботой и записанный в трех синоптических Евангелиях, касается законности срывания колосьев в субботу, что практиковали ученики Иисуса (Мф. 12:1–8; Мк. 2:23–28; Лк. 6:1–5). Ученики срывали колосья и ели их, «растирая руками» (Лк. 6:1). Хотя в Ветхом Завете допускалось, чтобы люди, проходящие через зерновое поле, утоляли таким образом свой голод, фарисеи бросили Иисусу вызов.
Согласно устному преданию (позже кодифицированному в Мишне и Талмудах), ученики Иисуса были виновны в двух видах работ, запрещенных в субботу: жатве и молотьбе (см. V.A. 2). Иисус защитил учеников, обратив внимание на то, что Давид ел хлебы предложения, когда проголодался. Он также сослался на то, что священники в храме выполняют работу в субботние дни и, однако же, невиновны (Мф. 12:3–5). Точно так же невиновны и Его ученики. Далее Иисус сказал: «Говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма» (стих 6), а также указал на то, что суббота создана для человека, а не человек для субботы (Мк. 2:27). Все три синоптика завершают этот эпизод убедительной фразой Иисуса о том, что «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф. 12:8Мк. 2:28Лк. 6:5; см. Творение И.В).
б. Субботние исцеления у синоптиков. В Мф. 12:9–13, Мк. 3:1–5 и Лк. 6:6–10 записано об исцелении человека, правая рука которого высохла. Правила, впоследствии кодифицированные в Мишне, допускали лечение больного или раненого в субботу, но только если имелась угроза жизни. В данном случае речь шла о хронической болезни, которая никак не подпадала под это условие. Вот почему книжники и фарисеи спросили у Иисуса, чтобы обвинить Его: «Можно ли исцелять в субботы?» (Мф. 12:10Лк. 6:7). Иисус ответил вопросом на вопрос: «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?» (Мф. 12:11). Поскольку раввинские правила это допускали, фарисеям был задан важный вопрос: неужели нужно делать меньше для человека? (Стих 12). Иисус предложил фарисеям еще более бескомпромиссный вопрос: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?» (Мк. 3:4). Они сами считали упущение возможности сделать добро большим злом. Поэтому отказ исцелять человека с иссохшей рукой противоречил бы их основополагающим принципам. Иисус, «воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их», исцелил иссохшую руку (стих 5).
Два других исцеления, вызвавших вопросы, записаны в Евангелии от Луки: «Женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи», и «человек, страждущий водяною болезнью» (13:10–17 и 14:1–6). В связи с этими исцелениями Иисус снова обратил внимание на более гуманное обращение книжников и фарисеев с животными в субботу, нежели с людьми.
в. Исцеления в субботу в Евангелии от Иоанна. Два субботних исцеления Иисуса зафиксированы только в Евангелии от Иоанна: исцеление хромого у купальни Вифезда в 5:2–9 и исцеление слепорожденного в главе 9. В первом случае Иисус исцелил человека и повелел ему: «Встань, возьми постель твою и ходи» (5:8). Человек встал и сделал все так, как ему было сказано (стих 9), тем самым продемонстрировав, что он реально и полностью исцелен. Это действие вызвало полемику с иудеями (стихи 10–16), поскольку исцеленный человек нарушил закон о несении нош в субботу — один из 39 основных видов труда, впоследствии кодифицированных в Мишне. Иисус прокомментировал это действие исцеления следующим образом: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (стих 17). Бог постоянно занят поддержанием Вселенной и искуплением людей. Иисус просто, но убедительно заявил, что участвует в этой непрерывной Божественной искупительной деятельности, полностью совместимой с изначальной целью субботы (см. Творение П.В).
То, что здесь имело место нечто большее, чем только физическое исцеление, становится ясно из слов Иисуса, сказанных Им исцеленному, которого Он затем разыскал в храме: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (стих 14). Благополучие человека включало в себя как духовное, так и физическое измерение. Та же динамика раскрывается в исцелении Иисусом парализованного в Капернауме (Мф. 9:1–7; Мк. 2:1–12; Лк. 5:17–25), грехи которого Иисус простил, засвидетельствовав, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мф. 9:6). Это та самая весть, которая была провозглашена при исцелении хромого у купальни Вифезда. Таким образом, эти чудеса возвестили о Божественности и мессианстве Иисуса.
В случае с исцелением слепорожденного фарисеи обвинили Иисуса в том, что Он не соблюдает субботу (Ин. 9:16). Но и в этом случае Иисус нарушил лишь фарисейские правила соблюдения субботы, а не библейские предписания. Иисус назвал это чудо делом Бога (стих 3). Перед тем как совершить его, Иисус изрек слова, очень похожие по смыслу на те, которые Он произнес в связи с исцелением в Вифезде. Теперь Он сказал: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день» (стих 4). Это чудо снова открыло участие Христа в работе Бога Отца, и таким образом Иисус здесь также привлек внимание к Себе как к Мессии, через Которого даруется Божественная благодать и благословение.

3. Значение исцелений, совершенных Иисусом в субботу
а. Причины исцелений в субботу. Иисус мог бы совершать свои чудеса, связанные с исцелением, в другие дни помимо субботы, но Он этого не делал. На самом деле Евангелия делают особый акцент на субботних исцелениях, порождавших полемику с иудеями. С их помощью Иисус преподал уроки истинного соблюдения субботы. Что еще важнее, этими чудесами Он обратил внимание на Свою Божественность, на Свое единство с Отцом и на Свое дело спасения. Полемика по поводу субботних исцелений дала Иисусу больше возможностей преподать жизненно важные истины, касающиеся Его спасительной работы. Более того, тот факт, что два субботних исцеления, упомянутых Иоанном, произошли в Иерусалиме во время ежегодных праздников, увеличили возможности Иисуса проповедовать истины, важные для спасения людей.
6. Исцеления как проповедь о миссии Иисуса. Примечательны два субботних исцеления, записанные Иоанном, ввиду последовавшей дискуссии и ввиду того, что они были звеньями в цепочке событий, утверждавших миссию Иисуса. Когда Иисус исцелил хромого у купальни Вифезда и возвестил, что Он и Его Отец трудятся сообща, иудеи расценили это заявление как притязание на равенство с Богом «и еще более искали убить Его (Ин. 5:18). Иисус высказал ряд важных мыслей: (1) Сын делает то же, что и Отец (стих 19); (2) «Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам» (стих 20); (3) «как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (стих 21); (4) Отец, имеющий жизнь в Себе, «и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (стих 26); (5) Отец «весь суд отдал Сыну» (стих 22); (6) «кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (стих 23); и (7) слышащие слово Христа и приходящие к Нему имеют «жизнь вечную» (стих 24; ср. со стихами 39,40).
Учение Иисуса здесь, как и в последующих главах, заключается в том, что реальная жизнь, «жизнь вечная» доступна людям и что они могут принять ее только через Него. По сути дела, это фундаментальная весть, с которой Иоанн начинает свое Евангелие: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:4).
«Жизнь вечная», единственным источником которой является Христос, — вот в чем подлинный смысл чудесных субботних исцелений Иисуса. В беседе Иисуса у купальни Вифезда этот термин встречается дважды (Ин. 5:24, 39), а затем употребляется в последующих главах (Ин. 6:27, 40, 47, 54, 68; 10:28; 17:2, 3). Иисус дал ясно понять, что эта жизнь с избытком (Ин. 10:10) — полноценная, здоровая, разнообразная жизнь — качественно начинается сейчас для тех, кто принимает Его и Его спасение (см. Ин. 5:24). Христос также заверяет, что эта жизнь будет продолжаться всю вечность после того, как Он воскресит мертвых «в последний день» (Ин. 6:40; ср. также с 5:28,29; 6:39,40, 54; 1 Кор. 15:51–54; 1 Фес. 4:16,17).

Б. Деяния, послания и Откровение

1. Деяния
Книга Деяния свидетельствует о том, что после воскресения Иисуса апостолы продолжали соблюдать субботу. В Антиохии Писидийской (в Малой Азии) Павел и Варнава две недели подряд посещали синагогу и участвовали в субботних богослужениях (Деян. 13:14, 42–44). Спустя несколько лет во время своего второго миссионерского путешествия Павел вместе с Силой встретились в субботу с группой женщин, собравшихся у реки в Филиппах (16:12,13).
Когда Павел дошел до Фессалоники, он вошел в синагогу «по своему обыкновению» (17:2; это выражение похоже на то, которое употребляется в отношении Иисуса в Лк. 4:16). В течение трех суббот, пока Павел находился в Фессалонике, он открывал и доказывал в синагоге, что «Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых» (17:2, 3; в Пересмотренном нормативном переводе (RSV) слово саббата во 2–м стихе переведено как «недели», а не «субботы»; но, поскольку здесь говорится о деятельности Павла в синагоге, перевод «субботы» или «субботние дни», вне всякого сомнения, верен).
Впоследствии Павел полтора года трудился в Коринфе (18:1–8). На неделе он занимался своим ремеслом, делая палатки (стих 3); «во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» (стих 4). Однако в течение некоторого времени он поучал «слову Божию» (стих 11) в доме Тиция Иуста из–за противодействия иудеев в коринфской синагоге (стихи 6,7).
Таким образом, в Книге Деяния описывается несколько случаев соблюдения субботы Павлом и его спутниками. С другой стороны, нет ни одного свидетельства в пользу того, что эти апостолы когда–либо соблюдали первый день недели или проводили в этот день богослужения. Два текста, которые часто выдвигаются как доказательство регулярных богослужений в воскресные дни —Деян. 20:7 и 1 Кор. 16:2 — на самом деле говорят совершенно о другом. В первом речь идет фактически о вечернем собрании по особому случаю (по библейскому исчислению, это была ночь субботы); а во втором тексте апостол рекомендует откладывать деньги дома (а не в церкви или синагоге) для того, чтобы не устраивать сборов впоследствии.

2. Послания
Только два раза в новозаветных посланиях используется слово «суббота» (хотя, как мы далее увидим, в них употребляются разные греческие слова): Кол. 2:16 и Евр. 4:9.
а. Кол. 2:14–17. Современные богословы признают, что в Кол. 2:2–23 апостол полемизирует с еретическими учениями — возможно, гностическими по своей природе (см. в первую очередь стихи 8–11, 18–23). В этом контексте упоминается Бог, истребивший «учением бывшее о нас рукописание» (стих 14), и повеление: «Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой–нибудь праздник, или новомесячие, или субботу», которые «есть тень будущего, а тело — во Христе» (стихи 16,17).
В некоторых переводах дана фраза «субботние дни». Неясно, стоит ли греческое слово саббатон здесь в единственном или множественном числе. Многие комментаторы предположили, что в тексте речь идет о «субботах» или святых днях «обрядового закона» Моисея, но не о еженедельной субботе.
Однако эти комментаторы и истолкователи, как правило, не принимают в расчет тот факт, что ссылка в Кол. 2:16 сопоставима с многократными ветхозаветными ссылками на трилогию в виде ежегодных, ежемесячных и еженедельных обрядов (в этой или обратной последовательности). Конечно, нет абсолютно никакой уверенности в том, что ересь в Колоссах была так или иначе связана с этой тройственной группой праздничных дней и, следовательно, данная терминология может быть несовместима с терминологией Ветхого Завета. Возможно также, что Павел использовал здесь обычный литературный прием инвертированного параллелизма, тем самым двигаясь от ежегодных к месячным, а затем обратно к ежегодным праздникам.
В любом случае нельзя игнорировать тот факт, что сам контекст, в котором трилогия терминов упоминается в Послании к Колоссянам, имеет отношение не к дням как таковым, а к обрядам. В тексте речь идет о преходящих праздниках, в которых присутствовали «пища и питие». В Послании к Колоссянам разбирается обрядоверие, упускающее из виду Христа — Того Самого, на Кого указывали ветхозаветные обряды.
Поразительно также, что в ветхозаветных текстах, где говорится о трилогии праздников, речь каждый раз идет не о соблюдении дней, а о том, как эти святые дни связаны с особенностями «обрядового закона» (1 Пар. 23:312 Пар. 2:4; 8:13; 31:3; Ис. 1:11–14; Иез. 45:17). Ошибочная сосредоточенность на обрядах и самоуспокоенности формализмом приводила к бессмысленным религиозным упражнениям, будь то во времена Ветхого или Нового Завета. В Кол. 2:16, 17 возвещается абсолютно та же весть, что и в Ис. 1:11–14; ни в одном из отрывков не ставится под сомнение святость определенного Богом еженедельного богослужебного дня. В обоих случаях осуждается бездушное «обрядоверие», причем в Послании к Колоссянам также разоблачается поверхностность теперь уже устаревших обрядовых установлений.
Таким образом, слово саббатон в Кол. 2:16 не предполагает и не означает отмену седьмого дня субботы. Кроме того, многочисленные свидетельства о соблюдении апостолами субботы бросают вызов любым попыткам использовать Кол. 2:16 как доказательство упразднения седьмого дня субботы.
б. Евр. 3:7–4:13. В Послании к Евреям 3:7 — 4:13 термин катапаусис встречается восемь раз (3:11, 18; 4:1, 3 [дважды], 5, 10, 11), а глагол катапауо встречается три раза (4:4, 8, 10). Почти во всех случаях это слово переводится как «покой». Слово саббатисмос упоминается один раз (4:9) и передается как «субботний покой» или «субботство». Таким образом, главной идеей здесь остается «покой», включая «субботний покой». Данный отрывок в Послании к Евреям представляет собой назидательное/ гомилетическое истолкование Пс. 94:7–11, где говорится о фиаско израильтян в их странствованиях по пустыне. Их неудача, в свою очередь, заставила Бога поклясться, что они не войдут в Его покой.
Псалмопевец предваряет эти конкретные размышления эмоциональным восклицанием: «О, если бы вы ныне послушали гласа Его: „не ожесточите сердца вашего, как в Мериве"» (стихи 7,8). Эти слова имеют фундаментальное значение для всего отрывка в Послании к Евреям (см. 3:8, 13, 15; 4:7). Слово «покой» используется иносказательно и означает опыт спасения во Христе (ср. с Мф. 11:28–30). Этот «покой» также включает дальнейшее эсхатологическое исполнение. В Послании к Евреям, как и в других книгах Нового Завета, акцент делается одновременно на нынешнем опыте веры и на времени окончательного воздаяния (см. Евр. 10:25 и Евр. 11).
В Евр. 4:4 делается намек на тот факт, что Бог покоился от дел Своих во время творения; упоминание субботы (4:9, 10) опирается на эту истину: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как Бог от Своих». Появлялись различные истолкования по поводу того, что здесь имеется в виду под словом «субботство». Ввиду сильного акцента на следование Божьему примеру некоторые стали утверждать, будто речь здесь идет о соблюдении субботы. С другой стороны, с помощью этого текста некоторые недальновидные экзегеты пытались обосновать соблюдение воскресного дня, хотя этот день ни разу не упоминается в данном отрывке. «Другой день», о котором сказано в восьмом стихе, — это не воскресенье; он указывает на будущее время относительно Иисуса Навина и завоевания Ханаана.
Учитывая идею «покоя», которая красной нитью проходит через всю главу, те, кто истолковывает слово «субботство» метафорически, наиболее близки к истине, поскольку точно передают намерение автора. К сожалению, некоторые экзегеты неправомерно утверждают, что, поскольку под субботним покоем здесь метафорически подразумевается опыт во Христе, это может служить доказательством отмены еженедельной субботы. Однако более убедительной является противоположная точка зрения — ведь если бы еженедельная суббота не соблюдалась получателями Послания к Евреям, сила гомилетического/теологического аргумента была бы утрачена. Таким образом, хотя в Евр. 4:9, 10 не идет речь о соблюдении субботы, это место косвенным образом подтверждает тот факт, что апостолы чтили седьмой день недели.

3. Откровение
В Откр. 1:10 употребляется выражение «день Господень» для обозначения того дня, в который Иоанн получил свое видение на острове Патмос. Совершенно очевидно, что этот день противопоставляется дням римского императора: он возвышает Господа Иисуса Христа над Домицианом, который изгнал Иоанна на Патмос и требовал, чтобы его называли «Господь и Бог».
Многие истолкователи сделали заключение, что это был первый день недели или воскресенье. Однако первый случай употребления термина «день Господень» в значении еженедельного христианского воскресенья мы находим в патристической литературе, появившейся через сто лет после написания Книги Откровение (см. V.B. 2.6). Методологически совершенно неправомерно переносить это более позднее употребление назад во времена Нового Завета, тем более что в эпоху Иоанна и после его смерти этот термин имел совсем другое значение. Евангелие от Иоанна, которое было написано, возможно, через несколько лет после Книги Откровение, а потому может служить особенно полезным источником, последовательно называет воскресенье «первым днем недели». Ни разу в нем не используется термин «день Господень». Было бы очень странно, если бы христиане во времена Иоанна уже начали называть воскресенье «днем Господним».
Меньшинство истолкователей утверждает, что Иоанн был перенесен в видении к последнему времени, и в этом смысл фразы «день Господень». Нет никакого лингвистического основания для подобного истолкования (это выражение отличается от аналогичных фраз, таких как «день Господа» и «день Христа»). Более того, поскольку первое и, как минимум, несколько других видений имеют отношение к дню Иоанна, неправомерно усматривать в термине «день Господень» в Откр. 1:10 эсхатологический смысл.
Напротив, можно привести несколько доказательств того, что «днем Господним» в Откр. 1:10 был седьмой день суббота: 1. Этот день последовательно почитался Христом и Его апостолами, которые посещали в этот день богослужения; кроме того, Христос недвусмысленно назвал Себя господином именно этого дня (Мф. 12:8Мк. 2:28Лк. 6:5). 2. Книга Откровение пропитана образными выражениями и изречениями Ветхого Завета, а это значит, что при истолковании Откр. 1:10 важно учитывать тот факт, что в Ветхом Завете суббота называется святым днем Господним (Ис. 56:4; 58:13; Иез. 20:12,13,16, 20,21,24; 22:8,26; 23:38). Откровение особенно близко по основным идеям и образам к Книге пророка Иезекииля.
Иезекииль же был ветхозаветным пророком, который часто использовал фразу «субботы Мои (Божьи)». 3. Весть третьего ангела в Откр. 14:6, 7 делает упор на слова о творении, аналогичные тем, которые употребляются в четвертой заповеди Десятисловия о субботе; эта весть также связана с хвалебным псалмом царя Давида во время ввоза в Иерусалим ковчега с Десятью Заповедями (см. 1 Пар. 16:7–36). 4. В Книге Откровение делается акцент на заповедях Божьих (ср. сОткр. 12:17; 14:12), которые включают всю совокупность Божьих требований, в том числе и субботу.

В. Обобщение новозаветного свидетельства
Из Нового Завета следует, что Христос и Его апостолы постоянно чтили седьмой день субботу, посещая «святые собрания» (обычно в синагогах). Более того, нигде в Новом Завете нет указаний на то, что какой–то другой день, кроме субботы, почитался как день поклонения Богу. Кроме того, в Новом Завете нет никаких следов полемики о том, какой день следует святить: субботу или воскресенье. Всякий раз, когда происходит серьезное изменение в религиозных обычаях, это неизбежно сопровождается горячими спорами и полемикой, как в случае с обрезанием в Новом Завете. Но нигде в Новом Завете мы не находим дебатов по поводу поклонения Богу в седьмой день недели. Этот факт становится еще одним сильным доказательством в пользу непрерывности соблюдения субботы. Во времена Нового Завета седьмой день недели был единственной христианской субботой.

III. Библейская теология субботы
Аксиома, согласно которой религиозные обычаи отражают лежащую в их основе теологию, применима к соблюдению субботы и теологии субботы, равно как и ко всем другим аспектам духовной жизни. Этот факт высвечивает важность разумного подхода к соблюдению субботы, основанного на Священном Писании. Но есть и другое соображение: суббота сама по себе не является целью, а скорее проявлением внутреннего опыта. Для христиан средоточием религиозного опыта являются личные взаимоотношения с Иисусом Христом, а через Него и с Богом Отцом (Ин. 14:9, 21, 23; 17:21–23, 26). Эти взаимоотношения как раз и отражаются в практике соблюдения субботы. Все аспекты теологии и практики соблюдения субботы являются отражением жизненно важных отношений с Божеством.
Законная теология субботы должна основываться на Библии и уходить корнями в Ветхий и Новый Заветы. В этом смысле теология субботы как седьмого дня полностью отличается от так называемой теологии «воскресной субботы», не основанной на Божественном Слове, ибо нигде в Библии не говорится об особой святости воскресного дня. С другой стороны, в Священном Писании имеются многочисленные ссылки на природу седьмого дня недели, в которых говорится, что именно этот день Бог отделил для богослужения и отдыха.
Исследуя теологию субботы, мы связываем ее с другими библейскими Доктринами. Заключительная картина должна являть взаимосвязанное целое.

А. Суббота и учение о Боге
Главный вопрос, который мы должны себе задать, звучит так: «Что суббота говорит нам о Боге?» Приведенный далее перечень, хотя и не является исчерпывающим, обращает внимание на некоторые главные особенности природы, характера и деятельности Бога, освещаемые в субботе и изложенные в Писании.

1. Бог как Творец
Бог есть всемогущий Творец, Которого людям нужно признать, перед Которым следует испытывать благоговейный трепет и с Которым необходимо поддерживать общение ради достижения полноты жизни. Эта весть ясно просматривается в Быт. 1, 2, а также в четвертой заповеди о субботе и в других текстах о субботе. Творец дал людям субботу как благословение, поскольку они нуждались в особых взаимоотношениях со своим Творцом. Суббота постоянно напоминает об этой потребности и усиливает ее.
Мы должны помнить, что Христос, Божественный Сын Божий, участвовал вместе с Богом Отцом в творении и учреждении субботы. Без Христа «ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1–3). «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (Кол. 1:16).

2. Бог как Искупитель
Бог — самодостаточный Искупитель и Спаситель; Его искупительные действия предшествуют взаимоотношениям завета с Его искупленным народом. Из ранее упомянутых текстов Писания Исх. 31:17 и Иез. 20:12,20 указывают на субботу как на знамение господства Яхве и освящение от Него. Исторический пролог к Десятисловию, в котором говорится о могущественном избавлении народа израильского из египетского рабства, также совершенного Иеговой, непосредственно связан с заповедью о субботе в Исх. 20 и Втор. 5 (Исх. 20:2Втор. 5:6). Кроме того, повторение Моисеем заповеди о субботе содержит указание на спасительные действия Бога (Втор. 5:15).
Суббота как знамение искупления фактически важнее субботы как памятника творения. Лишь искупленные Христом могут воистину признать и понять смысл творения. На самом деле пример Божественного избавления израильтян из египетского рабства напоминает нам об искуплении, которое стало доступным благодаря жизни, смерти и воскресению Иисуса Христа. В действительности именно это искупление делает значимым и действенным все другие избавления, в том числе исход из Египта и освобождение Израиля из Вавилона.

3. Бог как автор завета
Бог любит общаться со Своим творением. Он продемонстрировал это при сотворении мира, отделив субботу как особый день общения с сотворенными людьми. Служение Христа на земле преподносит тот же урок. Он общался со Своим народом в субботу и поддерживал с ним тесные отношения ежедневно. Если суббота была задумана как день особо тесного общения Бога с Его детьми и была таким днем в библейские времена, то она не утратила этого предназначения и сегодня.
Проблема греха и Божественное избавление людей от греха добавило новое измерение в общение между Богом и человечеством. Люди, принимающие Божью спасительную благодать, отличаются от остального человечества тем, что вступают с Богом во взаимоотношения завета. Когда Бог заключал с Израилем завет на Синае, Его благость, явленная ранее во время избавления израильтян из египетского рабства, легла в основу взаимоотношений. А суббота была такой неотъемлемой частью Десяти Заповедей — условий заключения завета, что она сама названа «заветом вечным» (Исх. 31:16).
Заветы строятся на взаимных обязательствах. На Синае великий и суверенный Владыка Вселенной снизошел до того, чтобы заключить формальный завет с тем народом, который Он избавил от жестокого рабства. Этот завет гарантировал им Его непрестанную заботу и защиту, но требовал послушания и верности. Благодаря сформировавшимся таким образом взаимоотношениям завета Израиль стал «царством священников и народом святым» (Исх. 19:6). Этот же термин мы встречаем и в Новом Завете при описании христианской Церкви (1 Петр. 2:9; Откр. 1:6). Новый завет, основанный непосредственно на том спасении, которое было совершено невероятно высокой ценой для Божества, гарантирует непрестанную заботу Бога, но также требует послушания Божьим заповедям, благодарности и верности Господу (Евр. 8:10; 10:16; ср. с Иер. 31:31).

4. Бог как податель добрых даров и кормилец
Суббота, обращая внимание на творческую и воссоздающую деятельность Бога, являет нам Его щедрость. В Едеме Он подарил сотворенным Им людям все необходимое, включая саму жизнь, общение с Ним Самим, отменное здоровье и счастье, совершенную среду обитания, а также все таланты, физические и умственные способности, необходимые для нормальной жизни. Через искупление и спасение, которые стали возможными благодаря жертве Христа, восстановлены все благословения обновленного общения с Богом. Через Христа люди могут получить прощение грехов, духовное обновление и возрождение, а также радость и внутренний мир, которые может даровать им только Его спасение. Кроме того, Бог дарует материальные благословения даже тем, кто не признает Его. Говоря словами Христа, Отец Небесный «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45).
В этих словах Иисуса Бог объявляется Зиждителем или Кормильцем, Который постоянно следит за всеми, кого Он сотворил, и восполняет их нужды. Этот аспект характера и деятельности Отца и Христа также раскрывается в заявлении Христа, которое Он сделал после одного из Своих субботних исцелений: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17). На самом деле субботние исцеления Христа сами по себе являют убедительное свидетельство того, что Бог есть великий Зиждитель.

Комментариев нет:

Отправить комментарий