вторник, 6 августа 2013 г.

КТО НАПИСАЛ 10 ЗАПОВЕДЕЙ НА ВТОРЫХ СКРИЖАЛЯХ - ГОСПОДЬ или МОИСЕЙ ?!

КТО НАПИСАЛ 10 ЗАПОВЕДЕЙ НА ВТОРЫХ СКРИЖАЛЯХ - ГОСПОДЬ или МОИСЕЙ ?!

 

 

Этот вопрос возникает когда мы читаем Исх. 34:27,28 в отрыве от контекста других мест Писания...

 

Давайте изучим этот вопрос в свете всей Библии ... Итак исследуем указанную 34 главу Исход.:


1) В 1-м стихе Господь говорит - 1. И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я НАПИШУ на сих скрижалях слова, КАКИЕ были на прежних скрижалях,


2) Исход 34 глава:
- 5-9 стихи встреча Моисея с Господом,
- 10 – 12 стихи – завет Господа с Моисеем и обетование изгнать перед лицом Моисея Амореев и т.д., а также запрет о вступлении с язычниками в союз,
- 13 – 17 стихи – повеление о том как поступить с жертвенниками, рощами, божками … Повеление поклонятся лишь Господу! Запрет о вступлении в брак с язычниками…
- 18 стих – праздник ОПРЕСНОКОВ,
- 19 – 20 стихи – о выкупе ПЕРВЕНЦЕВ,
- 21 стих – о соблюдении субботы даже во время посевы и жатвы, когда много важной работы,
- 22 – 24 стихи – о праздновании пред Господом праздника седмиц, начала жатвы и собирания плодов,
- 25 стих – о изливании крови жертвы и Пасхе,
- 26 стих – о принесении первых плодов и приготовлении ягненка.
- 27 стих – «И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем.» - повеление записать события и слова записанные с 5 по 26 стихи. В этих стихах Господь не говорит Моисею 10 заповедей! Это важно отметить и учесть!,
- 28 стих – «И пробыл там Моисей у ГОСПОДА сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и НАПИСАЛ на скрижалях слова завета, десятисловие.» 

 

В Исх. 34:1 четко и конкретно написано Кто написал на скрижалях 10 заповедей! Стихи Исх. 34:1 объясняют кто в Исх. 34:28 написал на вторых скрижалях десятисловие!

 

ЧИТАЕМ ПАРАЛЕЛЬНОЕ МЕСТО В ВТОРОЗАКОНИИ 10 главе...

 

Втор. 10:2,4 - «1. В то время сказал мне Господь … 2. и Я НАПИШУ НА СКРИЖАЛЯХ те слова, которые были на прежних скрижалях … 4. И НАПИСАЛ ОН на скрижалях, … и отдал их Господь мне.


ВЫВОД, исходя из тщательного исследованных ВСЕХ текстов по этому вопросу, а не только Исх. :34:27,28,  вывод следующий:


1) Моисей записал события, обетования и постановления записанные в Исх. 34:5-26 и постановление о строительстве скинии записанное в Исх 35 и др, которые получал 40 дней пребывания на горе.


2) ГОСПОДЬ ЗАПИСАЛ ДЕСЯТИСЛОВИЕ НА ВТОРЫХ СКРИЖАЛЯХ как и записано в Исх. 34:1 («Я НАПИШУ на сих скрижалях слова, КАКИЕ были на прежних скрижалях») и Второз. 10:2,4 («2. и Я НАПИШУ НА СКРИЖАЛЯХ … 4. И НАПИСАЛ ОН на скрижалях,), как и записано в Исх. 34:28 «и НАПИСАЛ на скрижалях слова завета, десятословие» .

Господь в Библии в Второз. 10:2,4 и Исх. 34:1 дает конкретный ответ на Исх. 34:28, что именно Господь записал 10 заповедей на вторых скрижалях!!!

 

Давайте прочитаем как Исх. 34:28 записан В ТОРЕ евреями, знатоками древнееврейского, хранителями и носителями  Писаний много веков  ... 

http://www.istok.ru/Tanah/tanach/humash/shmot/shmot_3792.html 



Исх. 34:28 "И был он там при Господе 40 дней и 40 ночей, хлеба не ел и воды не пил; и Он написал на скрижалях речи завета, десять речей"

Носители и знатоки древнееврейского языка, сами евреи, в переводе этого текста писателя 10 заповедей на вторых скрижалях указали словом "Он" с большой буквы, что означает, что 10 ЗАПОВЕДЕЙ НА ВТОРЫХ СКРИЖАЛЯХ НАПИСАЛ ГОСПОДЬ!!!


В Библии в Исх. 34:1 написано - «Я НАПИШУ на сих (вторых) скрижалях слова, КАКИЕ были на прежних скрижалях» так же, как и написал ГОСПОДЬ ЛИЧНО ДНСЯТИСЛОВИЕ НА ПЕРВЫХ СКРИЖАЛЯХ :

- 12. И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе СКРИЖАЛИ КАМЕННЫЕ, и закон и заповеди, КОТОРЫЕ Я НАПИСАЛ для научения их. (Книга Исход 24:12)

- 12. И ГОВОРИЛ ГОСПОДЬ к вам из среды огня; глас слов ЕГО вы слышали, но образа не видели, а только глас; 13. и ОБЪЯВИЛ ОН вам завет Свой, который повелел вам исполнять, ДЕСЯТИСЛОВИЕ, и НАПИСАЛ ЕГО НА ДВУХ КАМЕННЫХ СКРИЖАЛЯХ… (Книга Второзаконие 4:12,13)

- 22. Слова сии ИЗРЕК ГОСПОДЬ ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака громогласно, и более не говорил, и НАПИСАЛ ИХ НА ДВУХ КАМЕННЫХ СКРИЖАЛЯХ, И ДАЛ ИХ МНЕ. (Книга Второзаконие 5:22)


В ОСИИ ГОСПОДЬ ОБЪЯСНЯЕТ, ЧТО ЭТИ ЗАПОВЕДИ ВАЖНЫЕ, ПОТОМУ ОН САМ ИХ НАПИСАЛ - "12. НАПИСАЛ Я ЕМУ (народу) ВАЖНЫЕ ЗАКОНЫ МОИ, но они сочтены им как бы чужие. (Осия 8:12)".

БИБЛИЯ НИГДЕ НЕ ГОВОРИТ, ЧТО ЗАПОВЕДИ ПИСАЛ МОИСЕЙ !!!


Как толкуют Исх. 34:27,28 богословы и комментаторы Ветхого завета?



1) БАПТИСТСКИЙ ПАСТОР И БОГОСЛОВ ДЖОН ГИЛ (John Gill's - 1697 - 1771), жил примерно на сто лет раньше известного баптистского проповедника Чарльз Гаддон Сперджена, и Гил проповедовал в той же церкви в которой примерно через 100 лет проповедовал Сперджен.


Джон Гил пишет следующий коментарий к 28 тексту - www.biblestudytools.com/commentaries/gil...le/exodus-34-28.html

"and he wrote on the tables the words of the covenant, the ten commandments;
NOT MOESE, for these were tables of stone, WHICH HE COULD NOT WRITE OR ENGRAVE upon without proper instruments, which it does not appear he had with him on the mount; BUT IT WAS GOD THAT WROTE THEM, who, in ( Exodus 34:1 ) says he would write them, and from ( Deuteronomy 10:2 Deuteronomy 10:4 ) we are assured he did."
Перевожу с помощью переводчика ( translate.google.com.ua ) для тех, кто как и я не знают английского.

Он пишет следующее - " НЕ МОИСЕЙ НАПИСАЛ НА СКРИЖАЛЯХ, у Моисея не было с собой никаких надлежащих инструментов для того чтобы написать или выгравировать на скрижалях, НО ЭТО БОГ НАПИСАЛ ИХ (10 заповедей), как и говорил в Исх. 34:1 и Второз. 10:2,4, МЫ В ЭТОМ УВЕРЕНЫ, что ОН СДЕЛАЛ!

Исх. 34:1 - " 1. И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я НАПИШУ НА СИХ СКРИЖАЛЯХ СЛОВА, КАКИЕ БЫЛИ НА ПРЕЖНИХ СКРИЖАЛЯХ, которые ты разбил… (Книга Исход 34:1)"

Второз. 10:2,4 "«1. В то время сказал мне Господь … 2. и Я НАПИШУ НА СКРИЖАЛЯХ те слова, которые были на прежних скрижалях … 4. И НАПИСАЛ ОН на скрижалях, … и отдал их Господь мне. "





2) БАПТИСТСКИЙ СЛУЖИТЕЛЬ И БОГОСЛОВ ПИТЕР ПЕТС (Dr. Peter Pett) пишет


www.studylight.org/com/pet/view.cgi?bk=1&ch=34

“And he wrote on the tables the words of the covenant, the ten words.” The question here is, who is ‘he’. If we had been told nothing earlier we would read it as meaning Moses. BUT IN HEBREW THE ANTECEDENT CAN ALSO REFER TO ANOTHER WHO IS MENTIONED AS LONG AS IT IS MADE CLEAR IN THE CONTEXT. AND HERE IT IS MADE CLEAR IN THE CONTEXT. IT IS DESCRIBING THE FULFILMENT OF EXODUS 34:1 (SEE ALSO DEUTERONOMY 10:2; DEUTERONOMY 10:4 WHICH ARE VERY SPECIFIC). THUS WE MUST REFER IT BACK TO ‘WITH YAHWEH’.

IT WAS YAHWEH WHO WROTE ON THE TABLETS THE ‘TEN WORDS’ OF THE COVENANT, AS HE SAID HE WOULD IN EXODUS 34:1, AND THEY WERE THE SAME AS THOSE ON THE ORIGINAL TABLETS (EXODUS 34:1).

ПЕРЕВОД -
"И он написал на скрижалях слова завета, десять слов." Вопрос здесь в том, кто «он». Если бы мы не сказали ничего раньше, то мы читали это место и думали на Моисея. НО НА ИВРИТЕ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЕ (ОН) МОЖЕТ ТАКЖЕ ОТНОСИТЬСЯ К ДРУГОМУ, КОТОРЫЙ УПОМИНАЕТСЯ в СТИХЕ, КАК ЯСНО УКАЗАНО В КОНТЕКСТЕ. И ВОТ «ОН» СТАНОВИТСЯ ЯСНЫМ В КОНТЕКСТЕ. ОН ОПИСЫВАЕТ ВЫПОЛНЕНИЕ/ВЫСКАЗЫВАНИЕ ИСХОД 34:1 (СМ. ТАКЖЕ ВТОРОЗАКОНИЕ 10:02 ВТОР 10:04 КОТОРЫЕ ПОХОЖИ/ПОВТОРЯЮТЬСЯ). ТАКИМ ОБРАЗОМ, МЫ ДОЛЖНЫ ПЕРЕДАТЬ ЕГО ОБРАТНО «WITH YAHWEH».

ЭТО БЫЛ ГОСПОДЬ, КОТОРЫЙ НАПИСАЛ НА СКРИЖАЛЯХ "ДЕСЯТЬ СЛОВ" ЗАВЕТА, КАК ОН СКАЗАЛ, В ИСХОДЕ 34:1, И ОНИ (10 ЗАПОВЕДЕЙ) БЫЛИ ТАКИМИ ЖЕ, КАК НА ОРИГИНАЛЬНЫХ ПЕРВЫХ СКРИЖАЛЯХ (ИСХОД 34:1).



3) БАПТИСТСКИЙ БОГОСЛОВ Метью Пул (Matthew Poole) ПИШЕТ

He wrote, not Moses, but the Lord, as appears from Exodus 24:1, and from Deu 10, the relative pronoun being here referred to the remoter antecedent, of which there are many instances, as Genesis 10:12 1 Samuel 21:14 27:8 Psalms 99:6.

ПЕРЕВОД - "Он писал" : НЕ Моисей, НО ГОСПОДЬ НАПИСАЛ, как это видно из книги Исход 34:1. Относительное местоимение - здесь называют отдаленной предшествующей, и есть много подобных случаев такого обращения."





4) The Biblical Illustrator - СОАВТОРЫ СОСТАВИТЕЛИ СОТНИ ИЗВЕСТНЫХ АВТОРОВ ТОГО ВРЕМЕНИ, ТАКИХ, КАК ДУАЙТ Л. МУДИ, ЧАРЛЬЗ СПЕРДЖЕН, JC РАЙЛА, ЧАРЛЬЗ ХОДЖ, АЛЕКСАНДР МАКЛАРЕН, АДАМ КЛАРК, МЭТЬЮ ГЕНРИ, И МНОГИЕ ДРУГИЕ - www.studylight.org/com/tbi/


www.studylight.org/com/tbi/view.cgi?bk=1&ch=34


THE TEN COMMANDMENTS WERE TWICE WRITTEN BY THE FINGER OF GOD HIMSELF (SEE DEUTERONOMY 10:1-3), AND UPON ENDURING TABLES OF STONE, TO SHOW HOW DEEPLY AND PERMANENTLY THEY WERE TO BE ENGRAVED UPON THE HEART OF MAN. TWICE WRITTEN, ONCE UPON A BROKEN AND ONCE UPON AN UNBROKEN TABLET, SYMBOLICALLY SETTING FORTH THE TRUTH THAT THEY WERE ONCE WRITTEN UPON THE NATURE BEFORE THE FALL, AND ARE TO BE INSCRIBED A SECOND TIME UPON THAT NATURE, WHICH INSCRIPTION IS MADE AT HIS REGENERATION. ALSO, AS THEY WERE ONCE WRITTEN UPON STONE, THEY WERE TO BE ENGRAVED A SECOND TIME UPON THE HEART, AS THE PROPHET JEREMIAH PREDICTED WOULD BE, AND AS THE APOSTLE ASSERTED HAD BEEN DONE (HEBREWS 8:10). THEN BY SPECIAL COMMAND THEY WERE AFTERWARDS DEPOSITED FOR SAFE KEEPING IN THE ARK OF THE COVENANT, UPON WHICH RESTED THE SHEKINAH OF THE LORD, THE MOST INVIOLABLY SACRED PLACE OUTSIDE THE COURTS OF HEAVEN, AND BY SPECIAL DESIGNATION WERE EVER AFTERWARD KNOWN AS THE “TABLES OF THE TESTIMONY.” 

ПЕРЕВОД -

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БЫЛИ ДВАЖДЫ НАПИСАНЫ ПЕРСТОМ САМОГО БОГА (СМ. ВТОРОЗАКОНИЕ 10:1-3) НА ПРОЧНОЙ СКРИЖАЛИ КАМЕННОЙ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ, КАК ГЛУБОКО И НАДОЛГО ОНИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ БЫТЬ ВЫГРАВИРОВАНЫ НА СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА.  ДВАЖДЫ НАПИСАНЫ, КОГДА-ТО СЛОМАННЫЕ СКРИЖАЛИ И ТЕПЕРЬ НЕПРЕРЫВНЫЕ СКРИЖАЛИ.

СКРИЖАЛИ СИМВОЛИЧЕСКИ ИЗЛАГАЮТ ИСТИНУ, ЧТО КОГДА-ТО ОНИ БЫЛИ НАПИСАНЫ НА ПРИРОДЕ СЕРДЦА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДО ГРЕХОПАДЕНИЯ, И ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВПИСАНЫ ВО ВТОРОЙ РАЗ, НО ТАКОГО РОДА, НАДПИСЬ СДЕЛАНА НА ЕГО ИЗМЕНЕННОМ СОСТОЯНИ. 

КРОМЕ ТОГО, КАК ОНИ БЫЛИ КОГДА-ТО НАПИСАНЫ НА КАМНЕ, ОНИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ БЫТЬ ВЫГРАВИРОВАНЫ ВТОРОЙ РАЗ НА СЕРДЦЕ, КАК ПРОРОК ИЕРЕМИЯ ПРЕДСКАЗАЛ, И КАК АПОСТОЛ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО БЫЛО СДЕЛАНО (ЕВРЕЯМ 8:10 - ВОТ ЗАВЕТ, КОТОРЫЙ ЗАВЕЩАЮ ДОМУ ИЗРАИЛЕВУ ПОСЛЕ ТЕХ ДНЕЙ, ГОВОРИТ ГОСПОДЬ: ВЛОЖУ ЗАКОНЫ МОИ В МЫСЛИ ИХ, И НАПИШУ ИХ НА СЕРДЦАХ ИХ; И БУДУ ИХ БОГОМ, А ОНИ БУДУТ МОИМ НАРОДОМ.). ЗАТЕМ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМАНДОЙ ОНИ БЫЛИ ВПОСЛЕДСТВИИ ДЛЯ БЕЗОПАСНОГО СОХРАНЕНИЯ ПОМЕЩЕНЫ В КОВЧЕГ ЗАВЕТА, НА КОТОРОМ ОТДЫХАЛ «ШЕКИНАХ» ГОСПОДА, САМОЕ СВЯЩЕННОЕ МЕСТО НЕРУШИМО ВНЕ СУДОВ НЕБЕСНЫЕ, И ИМЕЛИ СПЕЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, БЫЛИ ПОЗЖЕ ИЗВЕСТНЫ КАК "ТАБЛИЦЫ . ОТКРОВЕНИЯ "





5) Пишет ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМЕНТАТОР

otveti.org/tolkovanie-biblii/ishod/34/

34:27-28. Моисей ПОЛУЧИЛ КАМЕННЫЕ СКРИЖАЛИ С ТЕКСТОМ ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЕЙ - символом завета. Десять заповедей (34:28) явились дополнением к "словам сиим" (стих 27).






6) ПРЕСВИТЕРИАНСКИЙ БОГОСЛОВ АЛЬБЕРТ БАРНЕС (Albert Barnes) коментирует кратко и точно

www.studylight.org/com/bnb/view.cgi?bk=1&ch=34

Verse 28 - "He wrote - i. e. Yahweh wrote Exodus 34:1."

ПЕРЕВОД - стих 28 - "Писал Яхве (Господь) исходя из Исх. 34:1






7) МЕТОДИСТ АДАМ КЛАРК пишет много, поэтому мне тяжело перевести на русский...

Суть его комментария такова, что 10 ЗАПОВЕДЕЙ НАПИСАЛ ГОСПОДЬ НА ВТОРЫХ СКРИЖАЛЯХ, а Моисей возможно записал их себе, как копию, что б можно было показывать народу. ТАК КАК ОРИГИНАЛ 10 ЗАПОВЕДЕЙ НАПИСАННЫХ БОГОМ НА ВТОРЫХ СКРИЖАЛЯХ ДОЛЖЕН НАХОДИТСЯ В КОВЧЕГЕ, КУДА НАРОД НЕ ИМЕЕТ ДОСТУПА.

НО ВСЕ ТАКИ 10 ЗАПОВЕДЕЙ НАПИСАНЫ БОГОМ ЛИЧНО НА ВТОРЫХ СКРИЖАЛЯХ!!!

www.studylight.org/com/acc/view.cgi?bk=1&ch=34

Оригинал -

Verse 1

Hew thee two tables of stone like unto the first - In Exodus 32:16 we are told that the two first tables were the work of God, and the writing was the writing of God; but here Moses is commanded to provide tables of his own workmanship, and God promises to write on them the words which were on the first. That God wrote the first tables himself, see proved by different passages of Scripture at the end of Exodus 32 (Exodus 32:35 (note)). But here, in Exodus 34:27, it seems as if Moses was commanded to write these words, and in Exodus 34:28 it is said, And he wrote upon the tables; but in Deuteronomy 10:1-4 it is expressly said that God wrote the second tables as well as the first.
In order to reconcile these accounts let us suppose that the ten words, or ten commandments, were written on both tables by the hand of God himself, and that what Moses wrote, Exodus 34:27, was a copy of these to be delivered to the people, while the tables themselves were laid up in the ark before the testimony, whither the people could not go to consult them, and therefore a copy was necessary for the use of the congregation; this copy, being taken off under the direction of God, was authenticated equally with the original, and the original itself was laid up as a record to which all succeeding copies might be continually referred, in order to prevent corruption. This supposition removes the apparent contradiction; and thus both God and Moses may be said to have written the covenant and the ten commandments: the former, the original; the latter, the copy. This supposition is rendered still more probable by Exodus 34:27 itself: “And the Lord said unto Moses, Write thou these words (that is, as I understand it, a copy of the words which God had already written); for After The Tenor (
על פי (al pi) According To The Mouth) of these words I have made a covenant with thee and with Israel.” Here the original writing is represented by an elegant prosopopoesia, or personification, as speaking and giving out from its own mouth a copy of itself. It may be supposed that this mode of interpretation is contradicted by Exodus 34:28: And He wrote upon the tables the words of the covenant; but that the pronoun He refers to the Lord, and not to Moses, is sufficiently proved by the parallel place, Deuteronomy 10:1-4: At that time the Lord said unto me, Hew thee two tables of stone like unto the first - and I will write on the tables the words that were in the first tables - and I hewed two tables of stone as at the first - And He wrote on the tables according to the first writing. This determines the business, and proves that God wrote the second as well as the first tables, and that the pronoun in Exodus 34:28 refers to the Lord, and not to Moses. By this mode of interpretation all contradiction is removed. Houbigant imagines that the difficulty may be removed by supposing that God wrote the ten commandments, and that Moses wrote the other parts of the covenant from Exodus 34:11 to Exodus 34:26, and thus it might be said that both God and Moses wrote on the same tables. This is not an improbable case, and is left to the reader‘s consideration. See Clarke‘s note on Exodus 34:27.
There still remains a controversy whether what are called the ten commandments were at all written on the first tables, those tables containing, according to some, only the terms of the covenant without the ten words, which are supposed to be added here for the first time. “The following is a general view of this subject. In Exodus 20 the ten commandments are given; and at the same time various political and ecclesiastical statutes, which are detailed in chapters 21, 22, and 23. To receive these, Moses had drawn near unto the thick darkness where God was, Exodus 20:21, and having received them he came again with them to the people, according to their request before expressed, Exodus 20:19: Speak thou with us - but let not the Lord speak with us, lest we die, for they had been terrified by the manner in which God had uttered the ten commandments; see Exodus 20:18. After this Moses, with Aaron, Nadab, and Abihu, and the seventy elders, went up to the mountain; and on his return he announced all these laws unto the people, Exodus 24:1-3, etc., and they promised obedience. Still there is no word of the tables of stone. Then he wrote all in a book, Exodus 24:4, which was called the book of the covenant, Exodus 24:7. After this there was a second going up of Moses, Aaron, Nadab, Abihu, and the seventy elders, Exodus 24:9, when that glorious discovery of God mentioned in Exodus 24:10, Exodus 24:11 took place. After their coming down Moses is again commanded to go up; and God promises to give him tables of stone, containing a law and precepts, Exodus 24:12. This is the first place these tables of stone are mentioned; and thus it appears that the ten commandments, and several other precepts, were given to and accepted by the people, and the covenant sacrifice offered, Exodus 24:5, before the tables of stone were either written or mentioned.” It is very likely that the commandments, laws, etc., were first published by the Lord in the hearing of the people; repeated afterwards by Moses; and the ten words or commandments, containing the sum and substance of the whole, afterwards written on the first tables of stone, to be kept for a record in the ark. These being broken, as is related Exodus 32:19, Moses is commanded to hew out two tables like to the first, and bring them up to the mountain, that God might write upon them what he had written on the former, Exodus 34:1. And that this was accordingly done, see the preceding part of this note.

Verse 27

Write thou these words - Either a transcript of the whole law now delivered, or the words included from Exodus 34:11 to Exodus 34:26. God certainly wrote the ten words on both sets of tables. Moses either wrote a transcript of these and the accompanying precepts for the use of the people, or he wrote the precepts themselves in addition to the ten commandments which were written by the finger of God. See Clarke on Exodus 34:1 (note). Allowing this mode of interpretation, the accompanying precepts were, probably, what was written on the back side of the tables by Moses; the ten commandments, what were written on the front by the finger of Jehovah: for we must pay but little attention to the supposition of the rabbins, that the letters on each table were cut through the stone, so as to be legible on each side. See Clarke on Exodus 32:15 (note).







8)
БОГОСЛОВ ЦЕРКВИ ХРИСТА - ДЖЕЙМС БАРТОН пишет

www.studylight.org/com/bcc/view.cgi?bk=1&ch=34


Буду переводить каждый абзац отдельно, снизу, излагая суть ...

"Write these words ..." The words which Moses was commanded to write were "these words," the reiteration of God's instructions just repeated. MOSES DID NOT WRITE THE TEN COMMANDMENTS ON THE TABLES; FOR GOD STATED SPECIFICALLY IN EXODUS 34:1 THAT GOD HIMSELF WOULD WRITE THE SAME WORDS THAT HAD BEEN WRITTEN ON THE FIRST TABLES. Many discerning scholars have pointed out that the subject of the last sentence here is not Moses, but God.
As Rawlinson explained:

Перевод по сути - 10 заповедей, упомянутые в 28 стихе, не относятся к словам 27 стиха "напиши себе слова сии". Слова которые должен был записать Моисей, это "слова сии" сказаные раньше в этой главе. МОИСЕЙ НЕ ПИСАЛ 10 ЗАПОВЕДЕЙ НА СКРИЖАЛЯХ, ПОТОМУ ЧТО БОГ В 1 стихе 34 главы СКАЗАЛ, ЧТО НАПИШЕТ ДЕСЯТИСЛОВИЕ САМ ЛИЧНО,ТАК ЖЕ КАК И НА ПЕРВЫХ СКРИЖАЛЯХ. МНОГИЕ УЧЕНЫЕ БОГОСЛОВЫ СЧИТАЮТ ЧТО ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТНОСИТСЯ НЕ К МОИСЕЮ, А К БОГУ! Как объяснил Роуилсон:

"It has been argued from this last sentence that Moses wrote the words on the second tablets; and it would be natural so to understand the passage, had nothing else been said on the subject. BUT IN EXODUS 34:1, WE ARE TOLD THAT "GOD SAID, I WILL WRITE UPON THESE TABLES," AND THE SAME IS REPEATED IN DEUTERONOMY 10:2, WHERE IT IS DISTINCTLY DECLARED THAT "HE (GOD) WROTE ON THE TABLES ACCORDING TO THE FIRST WRITING." WE MUST THEREFORE REGARD "HE" IN THIS PASSAGE AS MEANING "THE LORD," WHICH IS QUITE POSSIBLE ACCORDING TO HEBREW IDIOM."[25]

Перевод цитаты Роуилсона - "Существует мнение, исходя из последнего предложения, что Моисей написал десятисловие на второй скрижали. И можна было бы так и считать, если бы больше нигде ничего не было про это написано, НО В ИСХ. 34:1 НАПИСАНО "1. И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ МОИСЕЮ: ВЫТЕШИ СЕБЕ ДВЕ СКРИЖАЛИ КАМЕННЫЕ, ПОДОБНЫЕ ПРЕЖНИМ, И Я НАПИШУ НА СИХ СКРИЖАЛЯХ СЛОВА, КАКИЕ БЫЛИ НА ПРЕЖНИХ СКРИЖАЛЯХ, КОТОРЫЕ ТЫ РАЗБИЛ…" И ТОЖЕ САМОЕ ПОВТОРЯЕТСЯ В ВТОРОЗ. 10:2, ГДЕ ГОСПОДЬ ОТЧЕТЛИВО ЗАЯВИЛ "2. И Я НАПИШУ НА СКРИЖАЛЯХ ТЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ БЫЛИ НА ПРЕЖНИХ СКРИЖАЛЯХ, КОТОРЫЕ ТЫ РАЗБИЛ; И ПОЛОЖИ ИХ В КОВЧЕГ." ПОЭТОМУ МЫ ДОЛЖНЫ ОПРЕДЕЛЯТЬ "ОН" В ЭТОМ ОТРЫВКЕ КАК "ГОСПОДЬ", ЧТО ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО ЯВЛЯЕТСЯ ЕВРЕЙСКИМ СЛЕНГОМ/ИДИОМОЮ/ПОВОРОТОМ РЕЧИ"


"THE TEN COMMANDMENTS ..." MENTIONED AT THE END OF EXODUS 34:28 CANNOT POSSIBLY REFER TO THE LIST OF REGULATIONS JUST REPEATED IN EXODUS 34:10-26; because, as Clements admitted, "There are not, in fact, even ten of them!"[26] Despite this, however, Clements went ahead and claimed that they were referred to "as ten commandments," thus overlooking the fact that Moses, to say nothing of God, would never have so designated them. What is referred to, of course, is the actual Ten Commandments written on the first tables, which were here said to have been written again on the second tables. Dummelow, Gordon, Keil, Fields, and, IN FACT, ALL RESPONSIBLE COMMENTATORS, EXCEPT THE DIE-HARD CRITICS, ARE UNANIMOUS IN THE UNDERSTANDING OF EXODUS 34:28 AS AN AFFIRMATION THAT GOD DID WHAT HE SAID HE WOULD DO IN EXODUS 34:1. HOW COULD IT BE SUPPOSED TO BE OTHERWISE?

Перевожу суть - Десять заповедей из 28 стиха не могут быть сводом правил из 10-26 стихов. В 28 стихе ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ НАПИСАЛ ГОСПОДЬ, КАК И СКАЗАЛ В 1 стихе 34 ГЛАВЫ. КАК МОГЛО БЫТЬ ИНАЧЕ!






9) МЕТОДИСТ ТОМАС КУК пишет

www.studylight.org/com/tcc/view.cgi?bk=1&ch=34

Exodus 34:28. And he wrote upon the tables— To try the patience of the people, Moses was detained a second time for forty days and forty nights in the mount with the Lord; where he, (i.e. the Lord; see Exodus 34:1 and Deuteronomy 10:4.) renewing his covenant with the people, wrote upon the tables the ten commandments as before.


ПЕРЕВОД - Исход 34:28. ОН (Т.Е. ГОСПОДЬ;. СМ. ИСХОД 34:1 И ВТОРОЗАКОНИЕ 10:04) возобновление его союз с народом, НАПИСАЛ НА СКРИЖАЛЯХ ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ, как раньше.






10) КОМЕНТАРИЙ L. M. Grant

www.studylight.org/com/lmg/view.cgi?bk=1&ch=34

The writing of Moses was not on the tables of stone, for God had said that He would write on these (the ten commandments), but Moses was to write what was told him in verses 10 to 26.

ПЕРЕВОД - МОИСЕЙ НЕ ПИСАЛ НА КАМЕННЫХ СКРИЖАЛЯХ, ПОТОМУ ЧТО БОГ СКАЗАЛ, ЧТО ОН БУДЕТ ПИСАТЬ НА НИХ (ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ), НО МОИСЕЙ ПИСАЛ ТО, ЧТО ЕМУ СКАЗАЛИ В СТИХАХ 10 ДО 26.






11) ПРЕСВИТЕРИАНЕЦ ГЕНРИ МАТТЕЙ (Matthew Henry) пишет

www.studylight.org/com/mhm/view.cgi?bk=1&ch=34


1. He came down enriched with the best treasure for he brought in his hands the two tables of the law, written with the finger of God, Exodus 34:28,29.

ПЕРЕВОД - 1. Он (МОИСЕЙ) спустился с горы обогащенный лучшим сокровищем , которое принес в руках, и имел ДВЕ СКРИЖАЛИ ЗАКОНА, НАПИСАННЫЕ ПЕРСТОМ БОЖИИМ, Исход 34:28,29.







12) ЛЮТЕРЯНИН ПАУЛЬ КРЕТЗМАН (Paul Kretzmann) написал

www.studylight.org/com/kpc/view.cgi?bk=1&ch=34

v. 28. And he (Moses) was there with the Lord forty days and forty nights, as he had been the first time, Exo_24:18; he did neither eat bread, nor drink water, being miraculously sustained by the Lord. And HE (GOD) WROTE UPON THE TABLES THE WORDS OF THE COVENANT, THE TEN COMMANDMENTS, THE DECALOG.

V. 28. И он (Моисей) был там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, каким он был в первый раз, Exo_24: 18, он не ел хлеба и не пей воды, будучи чудесным образом поддерживается Господом. И ОН (БОГ) НАПИСАЛ НА СКРИЖАЛЯХ СЛОВА ЗАВЕТА, ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ, ДЕКАЛОГ.






13) The Pulpit Commentaries - это один из самых продаваемых гомелетических коментариев, составлен под редакцией Joseph Exell and Henry Donald Maurice Spence-Jones. Они составляли этот коментарий НА ПРОТЯЖЕНИИ 30 ЛЕТ В СОАВТОРСТВЕ приблизительно 100 БОГОСЛОВОВ. ЭТО НАИБОЛЕЕ ПРОДАВАЕМЫЙ И ЛЮБИМЫЙ ПАСТОРАМИ КОМЕНТАРИЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ УЖЕ 100 ЛЕТ! - www.studylight.org/com/tpc/

В The Pulpit Commentaries НАПИСАНО -

www.studylight.org/com/tpc/view.cgi?bk=1&ch=34

He wrote upon the tables. It has been argued from this expression that Moses wrote the words on the second tables; and it would be natural so to understand the passage, had nothing else been said on the subject. BUT IN VERSE 1 WE ARE TOLD THAT "GOD SAID, I WILL WRITE UPON THESE TABLES;" AND THE SAME IS REPEATED IN DEUTERONOMY 10:2. MOREOVER IN DEUTERONOMY 10:4, IT IS DISTINCTLY DECLARED "HE" (I.E. GOD) "WROTE ON THE TABLES ACCORDING TO THE FIRST WRITING.
" WE MUST THEREFORE REGARD "HE" IN THIS PASSAGE AS MEANING "THE LORD," WHICH IS QUITE POSSIBLE ACCORDING TO THE HEBREW IDIOM.

ПЕРЕВОД -

Он написал на скрижалях. Утверждая, лишь из этого выражения, что Моисей написал слова на вторых скрижалях было бы естественно, если бы про прохождение вторых скрижалей больше нечего было сказано на эту тему. НО В СТИХЕ 1 ГОВОРИТСЯ, ЧТО "БОГ СКАЗАЛ: Я НАПИШУ НА СИХ СКРИЖАЛЯХ", И ТО ЖЕ САМОЕ ПОВТОРЯЕТСЯ В КНИГЕ ВТОРОЗАКОНИЕ 10:02. КРОМЕ ТОГО В КНИГЕ ВТОРОЗАКОНИЕ 10:04, ОН ОТЧЕТЛИВО ЗАЯВИЛ, ЧТО "ОН" (ТО ЕСТЬ БОГ) ", НАПИШЕТ НА СКРИЖАЛЯХ В СООТВЕТСТВИИ С ПЕРВЫМИ СКРИЖАЛЯМИ.

" ПОЭТОМУ МЫ ДОЛЖНЫ РАССМАТРИВАТЬ "ОН" - В ЭТОМ ОТРЫВКЕ ОЗНАЧАЕТ «ГОСПОДЬ», ЧТО ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО В СООТВЕТСТВИИ С ИДИОМОЙ В ИВРИТЕ.






14) КОМЕНТАРИЙ АНЛИЙСКОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ БИБЛИИ John Trapp, (5 June 1601, Croome D'Abitot - 16 October 1669, Weston-on-Avon)

www.studylight.org/com/jtc/view.cgi?bk=1&ch=34

Кратки и лаконичный коментарий - HE WROTE.] THAT IS, GOD WROTE,

ПЕРЕВОД - ОН НАПИСАЛ.] ТО ЕСТЬ, БОГ НАПИСАЛ.







15) The Treasury of Scripture Knowledge опубликован около 1830 года, созданный в Лондоне в издательстве Samuel Bagster (1772-1851). Это набор перекрестных ссылок.

ВОТ ЧТО ТАМ НАПИСАНО

www.studylight.org/com/tsk/view.cgi?bk=1&ch=34

he wrote
1; 31:18; 32:16; Deuteronomy 4:13; 10:2-4; 2 Corinthians 3:7

ССЫЛКИ

он написал
Исх. 31:18 - И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим.
Исх. 32:16 - скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.

Втор 4:13; - и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях

Втор. 10:2-4; - 2. и Я НАПИШУ НА СКРИЖАЛЯХ те слова, которые были на прежних скрижалях … 4. И НАПИСАЛ ОН на скрижалях, … и отдал их Господь мне.

ВЫВОДЫ ДЕЛАЕЕМ САМИ, что имел ввиду R. A. Torrey's.







16) КОМЕНТАРИЙ ДЖОНА УЕСЛИ - Wesley's Explanatory Notes

www.studylight.org/com/wen/view.cgi?bk=1&ch=34


He wrote - God.

Писал Он, - Бог.







17) КОММЕНТАРИЙ МЕТОДИСТА ДАНИЭЛЯ УЭДОНА (1808 - 1885). БЫЛ ПРОФФЕСОРОМ ДРЕВНИХ ЯЗЫКОВ!

ВОТ ЧТО ОН ПИШЕТ -

www.studylight.org/com/whe/view.cgi?bk=1&ch=34


HE WROTE — ACCORDING TO EXODUS 34:1, THE WRITER WAS GOD HIMSELF, SO THAT THESE SECOND TABLES, THOUGH HEWN BY MOSES, WERE, LIKE THE FIRST, “WRITTEN WITH THE FINGER OF GOD.”
COMPARE EXODUS 31:18, WITH 32:16.

ПЕРЕВОД -

ПИСАЛ ОН, - В ИСХОД 34:1 НАПИСАНО, ЧТО ПИСАТЕЛЬ БЫЛ САМ БОГ, ТАК ЧТО ЭТИ ВТОРЫЕ СКРИЖАЛИ, ХОТЯ ТЕСАНЫ МОИСЕЕМ, ДЕСЯТИСЛОВИЕ БЫЛО, КАК И НА ПЕРВЫХ СКРИЖАЛЯХ НАПИСАНЫ ЛИЧНО САМЫМ БОГОМ, СРАВНИТЕ
Исх. 31:18 - И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим.
Исх. 32:16 - скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.






18) КОММЕНТАРИЙ ЛЮТЕРАНИНА КАРЛА ФРЕДРИХА КЕЙЛА (професор по Ветхому и Новому завету и восточных языках) И ФРАНЦА ДЕЛИЧЦА

ОНИ ПИШУТ

www.studylight.org/com/kdo/view.cgi?bk=1&ch=34

Moses remained upon the mountain forty days, just as on the former occasion (cf. Exodus 24:18).
“AND HE (JEHOVAH) WROTE UPON THE TABLES THE TEN COVENANT WORDS” (SEE AT EXODUS 34:1).

ПЕРЕВОД -

Моисей оставался на горе сорок дней, как на бывшем случаю (см. Исход 24:18).
ОН (ИЕГОВА) НАПИСАЛ НА СКРИЖАЛЯХ ДЕСЯТЬ СЛОВ ЗАВЕТА" (СМ. В ИСХОДЕ 34:1).




19) Эрик Лайонз так толкует Исх. 34:28 


После того как Моисей разбил первые каменные скрижали, которые Господь дал ему на горе Синай, Бог повелел ему вырезать другие две каменные плиты (подобные первым) и вновь предстать пред Ним на вершине горы Синай (Исход 34:1,2 Open in New Window). Скептики заявляют, что Библия учит в Исходе 34 Open in New Window, что Моисей писал на этой второй паре скрижалей, в то время как во Второзаконии 10 Open in New Windowсказано, что Бог был Тем Кто писал на этих плитах. Основываясь на этом «различии», они хотят сказать, что существует явное противоречие. Однако, тщательное исследование данных отрывков показывает, что они не противоречат друг другу, а скорее друг друга дополняют и согласуются между собой.

Мы охотно соглашаемся с тем, что Второзаконие 10 Open in New Windowучит о том, что писавшим на второй паре скрижалей является Бог. Стихи 1-4 Open in New Windowданной главы говорят:

«В то время сказал мне (Моисею) Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег; и Я (Бог) напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег. И сделал я (Моисей) ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали, как прежние, и пошел на гору; и две сии скрижали [были] в руках моих. И написал Он (Бог) на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне» (Второзаконие 10:1-4 Open in New Window; выделения и слова в скобках добавлены автором).

Этот отрывок учит тому, что Моисей вытесал плиты из камня, но написал на них Бог. Скептики с этим соглашаются.

Спорный же отрывок, находящийся в Исход 34 Open in New Window, гласит: «И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие» (Исход 34:27,28 Open in New Window). На основании этого отрывка критики непогрешимости Библии утверждают, что Моисей, а не Бог, писал на второй паре скрижалей. И таким образом приходят к выводу, что Исход 34 Open in New Windowи Второзаконие 10 Open in New Windowпротиворечат друг другу.

Следовало бы сказать, что на первый взгляд кажется, что данные стихи учат: (1) Моисею было дано повеление написать Божьи слова на второй паре скрижалей, и (2) описывают тот факт, что после получения указания сделать это он (Моисей) действительно «написал на скрижалях слова завета». Но то, что может казаться верным объяснением отрывка, порой является заблуждением, в особенности, если пренебрегается контекст данного отрывка. Слова, которые Бог повелел Моисею записать, это «те слова», которые были Им сказаны перед этим (см. 34:10-26 Open in New Windowцеремониальные и юридические запреты, а не «десятисловие» из Исхода 20:2-17 Open in New Window). Повторная запись Десяти Заповедей на заново вытесанных каменных плитах была выполнена рукой Самого Бога. Бог конкретно заявляет об этом в начале 34-й Open in New Windowглавы Исход, говоря, что Он, (а не Моисей), напишет те же слова, которые Он написал на первых каменных скрижалях, разбитых Моисеем. В 28 Open in New Windowстихе этой главы записано, что Бог сделал то, что обещал сделать в первом стихе (ср. Второзаконие 10:2-4 Open in New Window). Единственно о чём говорит 27 Open in New Windowстих, так это о том, что Моисей записал перечень постановлений данных в стихах 10-26 Open in New Window. То что эти постановления не были Десятью Заповедями очевидно из того, что они даже не упоминаются в этом списке (Коффман 1985 г. стр. 474).

В отличие от того, что утверждают скептики, Исход 34 Open in New Windowи Второзаконие 10 Open in New Windowне противоречат друг другу. Моисей не получал Божественного водительства для того чтобы записать Десятисловие на второй паре каменных скрижалей. Вместо этого, как признают Джемисон, Фоссет и Браун в своём комментарии по Второзаконию, «Сам Бог… написал во второй раз Своею рукой для подтверждения важности данных Им Десяти Заповедей» (1997 г.).


Взято из: Apologetics Press

Ссылки:
  1. Coffman, James Burton (1985), Commentary on Exodus (Abilene, TX: ACU Press).
  2. Jamieson, Robert, et al. (1997), Jamieson, Faussett, Brown Bible Commentary (Electronic Database: Biblesoft). 
Источник - http://khristos.org/article/441




20) ПИШЕТ НЕ ИЗВЕСТНЫЙ КОММЕНТАТОР БОГОСЛОВ.

www.razlib.ru/religiovedenie/novyi_bible...t/p12.php#metkadoc44

28 Хотя лицо, к которому относится глагол «написал» ясно не обозначено, ИЗ Исх. 34:1 можно вывести ЗАКЛЮЧЕНИЕ, что СКРИЖАЛИ БЫЛИ НАПИСАНЫ БОГОМ. В ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИХ ТЕКСТАХ НЕРЕДКО НАБЛЮДАЕТСЯ ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЦА ГЛАГОЛА БЕЗ ЯСНОГО УКАЗАНИЯ НА ЭТУ ЗАМЕНУ.




21) Сам Господь Иегова сошел на гору Синай в огне и окружении ангелов, и оттуда громко провозгласил их, гора же была огорожена, чтобы кто-нибудь не приблизился и не был убит. Ни священники, ни старейшины не подходили, один Моисей. ЗАПОВЕДИ НАПИСАНЫ были на двух каменных скрижалях ПЕРСТОМ БОЖЬИМ. Когда Моисей во второй раз снес вниз скрижали, его лицо сияло. Скрижали затем были уложены в Ковчег, который был центром Скинии. Они были укрыты крышкой, поверх которой находились херувимы, сделанные из золота. Та центральная часть Скинии, где находился Ковчег, называлась Святое Святых. Снаружи завесы, внутри которой был ковчег, помещалось множество предметов, символизирующих святое небес и церкви; там был стол, покрытый золотом, на который клали хлебы предложения, золотой жертвенник для воскурений и золотой светильник с семью лампадами; также и покров вокруг, сделанный из виссона, пурпура и багряницы. Святость всей Скинии была целиком следствием закона, находящегося в Ковчеге.

 http://swedenborg.org.ua/books/tcr/katehizis-zapovedi.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий